Арбитраж в конфликте пример. Компромисс переговоры посредничество арбитраж применение силы - власти Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

примеры решения конфликтов через: -компромисс -переговоры -посредничество -арбитраж -применение силы, закона, власти

Ответы:

Решение конфликта путем компромисса Компромисс – состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник обладают одинаковыми возможностями; наличия взаимоисключающих интересов, угрозы потерять все. Международные переговоры - коммуникация между сторонами для достижения своих целей, при которой каждая из сторон имеет равные возможности в контроле ситуации и принятии решения. В узком смысле рассматривается как один из методов альтернативного урегулирования споров. В более широком смысле, переговоры - это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. Посредничество: у васи есть машина,он хочет её продать... в другом районе есть петя,который подкопил деньжат-и ищет автомобиль себе....и вот появляется вован-поторговавшись с васей забирает его авто,приплюсовывает энный процент и продаёт тазик петру....ВОВАН-посредник)) Арбитраж Арбитраж! 2 две формы - пространственный и временной! Это заключение безрисковых сделок для получения дохода! К примеру на ММВБ акции Газпрома стоят 220 руб. за штуку, а в системе РТС 223 руб. за штуку. Ваш брокер предоставляет услуги по доступу к обоим системам! Вы покупаете 1000 акций на ММВБ за 220 000 руб и тут же продаете в системе РТС за 223 000 рубл. Ваш доход 3000 рубл. минус комиссия брокера!!! -это пространственный арбитраж!

Необходимым условием развития социальной системы является мирное сосуществование личности и общества в целом. Но не всегда удается дружно взаимодействовать и избегать раскола. Столкновение интересов, целей, амбиций часто порождают конфликтные ситуации.

Конфликт проходит несколько стадий – предконфликтную, открытую, завершающую и послеконфликтную. Частью открытого периода выступает эскалация.

Она представляет собой усиление, обострение положения, распространение противостояния. Для эскалации характерны следующие признаки :

  • Сжимание когнитивной сферы,
  • Возникновение образа противника,
  • Нарастание эмоционального напряжения,
  • Переход к личностным нападкам,
  • Потеря и размытие объекта разногласия,
  • Разрастание границ конфликта.

В процессе эскалации вражеский образ искажается, приобретает негативный окрас, вытесняется его объективная оценка. Вся вина возлагается на оппонента, и от него ожидаются только неблагоприятные действия. Противоборствующие привлекают необходимые силы и ресурсы, дополнительные средства. Все может дойти до предела, до крайней черты. Поэтому крайне не рекомендуется:

  • Подвергать оппонента (партнера) критике,
  • Показывать свое превосходство,
  • Пренебрегать мнением и не замечать интересы,
  • Считать его намерения и действия низменными,
  • Преувеличивать свои заслуги и преуменьшать вклад оппонента,
  • Проявлять агрессию и насилие,
  • Унижать,
  • Выливать множество претензий.

Выделяют два типа эскалации:

  1. «Нападение-Защита».Одна сторона выдвигает требования, а другая не принимает их и отстаивает свои позиции. Если один оппонент не выполняет условия, то другой усиливает давление и выставляет более жесткие.
  2. «Нападение-Нападение». Характерная ситуация конфликта. Агрессивное поведение выплескивается поочередно. Требования с каждым разом становятся более жесткими, а действия – напористыми. Оппонентами управляет желание наказать друг друга.

Стадии эскалации

Исследователем Ф. Глазлом были представлены девять этапов (стадий) нарастания конфликтной ситуации:

  1. Усиление. Позиции ужесточаются, а мнения чаще сталкиваются. Присутствует осознанное восприятие напряженности , которая вызывает неловкость и скованность. Участники на этом этапе убеждены, что ситуацию можно разрешить путем ведения конструктивного диалога.
  2. Дебаты. На этом этапе противоречия и несогласия проявляются в активных спорах. Расхождение в мышлении приводит к раздору. Доминирует черно-белое восприятие, отсутствуют полутона. Возможно привлечение приверженцев, чужой поддержки. Начинается полноценное сражение за главенство. На первых двух этапах эскалации можно урегулировать ситуацию, но если через дебаты это сделать не удается, то конфликт развивается дальше и переходит на третий этап.
  3. Активные действия. Разговоры становятся неэффективными. Поступки начинают интерпретироваться ошибочно , происходит навешивание ярлыков. Конкуренция усиливается, а сочувственность полностью испаряется.
  4. Ложный образ. Каждый участник концентрируется на собственном имидже. Свой и оппонента образы полностью искажаются . Присутствует обоюдное раздражение и злость.
  5. Потеря лица. Нападки учащаются и становятся явными, мораль постепенно утрачивается. Ситуация делается жестче и гораздо серьезнее, стороны уже открыто враждуют. Конфликт носит радикальный характер.
  6. Угрозы. Происходит усиление стрессовой ситуации как реакция на требования. Появляются угрозы , которые быстро раскручиваются. Оппоненты идут на различные шаги, показывая свою силу и решительность. Событийность ускоряется, все наслаивается, усиливается, появляется суматоха.
  7. Ограниченные удары. Проявляется давление, принуждение. Участники не берут во внимание последствия после принятых решений и действий. То, что вредно и неэкологично для одного, становится полезным для другого.
  8. Разгром. Стремление разоблачить и убрать противника. Наносится вред в зависимости от масштаба ситуации (физический, духовный, материальный, душевный).
  9. Распад. Конечный этап эскалации конфликта. У сторон нет пути назад. Происходит окончательное разрушение . Конфликт идет на спад.

Все девять стадий объединяются в три фазы:

Фаза 1 – от надежды к разочарованию (страху) и включает в себя 1, 2 и 3 стадии;

Фаза 2 – от страха к потере лица (4-6 стадии);

Фаза 3 – утрата воли и путь к насилию (7-9 стадии).

Эскалация как составная часть конфликта – закономерное явление. Причину нужно искать в самом начале разногласия. В основе любого конфликта лежат накопившиеся противоречия. Они могут быть экономическими, межличностными, социальными, идеологическими, межгосударственными. Итак, причинами эскалации выступают :

  • Игнорирование интересов,
  • Незнание и непонимание намерений и целей другой стороны,
  • Унижение достоинства,
  • Невыполнение или игнорирование оппонентом своих обязательств,
  • Создание преград для воплощения планов другого.

Тактики поведения

Существуют несколько тактик поведения при нарастании конфликта – жесткие, средние (нейтральные) и мягкие. Выбор каждой из них зависит от разных факторов: выбранной стратегии, личных особенностей, статуса противника, значимости разрешения ситуации, последствий, протяженности конфликта, нанесенного вреда.

  1. Жесткие включают в себя тактику угроз, захвата и удержания, психологического или физического насилия. Это методы силового давления , которые могут привести к серьезным последствиям. Такие тактики провоцируют подобное поведение у другой стороны.
  2. Средние – это тактики санкционирования, убедительной аргументации, фиксации своей позиции, демонстративных действий. Они не приносят прямого вреда как жесткие и не является манипуляцией как мягкие.
  3. Мягкие – это тактика скрытых уроков, оказания услуг, сделок, лести, искусства обыгрывания. Они не предусматривают нанесения психологического либо физического вреда, однако нацелены на твердое отстаивание своих интересов и позиции. Такие тактики воздействуют на другую сторону непрямо, смягчают ее сопротивление и притязания.

Следование легким тактикам может создать впечатление, что оппонент слаб, что это вынужденная мера занять мирную позицию. Применение тяжелых тактик приносит угрозу показаться враждебно настроенным задирой и задать агрессивный стиль поведения. Каждая из них может быть эффективной к определенной ситуации. Также возможна смена тактик для достижения нужного результата.

Эскалация – это составляющая часть любой конфликтной ситуации, объективная закономерность. Она играет как положительную, так и отрицательную роль. Скрывающаяся проблема выходит наружу, участники равным способом добиваются целей и интересов, срывается привычный темп жизни и отбираются силы, нарушается система связей и в то же время восстанавливается баланс.

1) Предконфликтная стадия, на которой происходит зарождение конфликта. Эта стадия характеризует ситуацию накануне конфликта. Конфликт еще латентен, объективные противоречия не осознаются сторонами, но в отношениях между ними нарастают напряженность и отчуждение, причины которых часто связываются с какими-то случайными обстоятельствами.

На предконфликтной стадии симптомами назревающего конфликта являются:

- «избегание» конфликта, проявляющееся в уходе от общения, становящегося фрустрирующим фактором. Иногда такой уход осуществляется буквально, выражается в разрыве или предельном ограничении контактов с потенциальными оппонентами. Но поскольку общения зачастую избежать нельзя (например, в рамках семьи или организации) оно переводится в формальное русло, приобретает ритуальный характер.

Исчезновение доверия, эмоциональной открытости, появляется так называемое «скрывающее поведение», связанное с опасениями, что оппонент неправильно поймет слова или действия, проявит неадекватную реакцию. Часто такое поведение проявляется в феномене «поддакивания». В «нормальных», бесконфликтных условиях мы часто вступаем в полемику с окружающими, отстаиваем свою позицию, рассчитывая на понимание, и также допускаем подобные действия со стороны другого. В предконфликтной ситуации, когда в отношениях возникает отчуждение, легче, кажется, дать формальное согласие, сказав «Да», нежели вступать в дискуссию и продолжать неприятное общение;

Напряженность в отношениях сторон, чувство тревоги порождает взаимные подозрения, слухи, которые подготовлены негативными ожиданиями.

Постепенно начинается процесс «конфликтной атрибуции», при котором все слова, действия оппонентов наделяются определенными смыслами, подтверждающими их неискренность, коварство, злые замыслы по отношению к нам. Это, в свою очередь, ведет к обвинениям и микроконфликтам, которые возникают, казалось бы, спонтанно и носят случайный характер.

2) Стадия осознания конфликта. На этой стадии оппонентам становится очевидным несовпадение их целей и интересов. Как отмечалось выше, осознание может быть адекватным или неадекватным, но вне зависимости от этого, оно задает мотивацию конфликтного действия. Стороны уже морально готовы к началу борьбы, возникает представление о том, что с оппонентами можно разговаривать только на языке силы. Это определяет возможные модели конфликтного взаимодействия, сценарии развертывания конфликта.

Осознание неизбежности противостояния ведет, по выражению Р. Дарендорфа, к «агрегации групп интересов», то есть к формированию коалиций, привлечению союзников на основании реальной или предполагаемой общности интересов и целей, мобилизации ресурсов. Чаще всего процесс агрегации, объединения основан на принципе «негативной кооперации», в соответствии с которым мы действуем по принципу: «враг моего врага - мой друг».

Конфликтное поведение, как, впрочем, и любое целенаправленное действие, предполагает некоторую когнитивную основу, картину мира. Осознание конфликта различными сторонами ведет к формированию полярных образов реальности. Причины, объект конфликта, побудительные мотивы, цели и интересы свои и противной стороны получают у оппонентов прямо противоположную интерпретацию: «мы отстаиваем истину, добро и справедливость, а «они» - …». Таким образом, начинается процесс формирования «образа врага», который выступает дополнительным, и достаточно сильным конфликтогенным фактором (см. лекцию 8). Образ врага может возникать стихийно в процессе конфликтного взаимодействия, но может конструироваться сознательно, для усиления конфликтной мотивации самими оппонентами или третьими силами, провокаторами. Яркий образ врага снимает ограничения в действиях, направленных на оппонента.

3) Стадия открытого конфликта.

А. Начальное конфликтное поведение. Собственно конфликт начинается с инцидента - события или действия, открывающего переход конфликтного противостояния в стадию открытого противоборства, прямого противостояния сторон. Накапливающееся в отношениях между оппонентами напряжение достигает критической массы и приводит к взрыву.

Поэтому инцидентом может служить практически любое событие.

Прямая конфронтация начинается, как правило, с использования вербальной агрессии. Первоначально она выражается в дебатах, предъявлении взаимных претензий, но очень быстро происходит переход к стратегии угроз. Угрозы преследуют цель принудить оппонента действовать в соответствии с предъявляемыми ему требованиями, в противном случае его ожидают жесткие негативные санкции. Если угрозы не возымели действия, происходит переход от вербальной к прямой агрессии, к действиям, направленным на нанесение ущерба противнику. Первоначально эти действия происходят на периферии конфликта, столкновения носят разведывательный характер, являются своеобразной пробой сил. Но постепенно спираль конфликта раскручивается, и вступает в действие закон эскалации конфликтогенов. Суть его заключается в том, что на действие (конфликтоген), направленное в адрес одной стороны, следует контрдействие этой стороны (ответный конфликтоген), превосходящее по силе и масштабам первое действие; второе действие первой стороны в свою очередь так же делается «с усилением» и так далее по возрастающей. В этих условиях рациональный контроль над ситуацией ослабевает, доминирующей мотивацией становится стремление нанести максимальный ущерб оппоненту, пусть даже в ущерб основным целям и интересам.

Если в конфликт вовлекаются не просто отдельные индивиды, а достаточно большие социальные группы, организации, институциональные системы, то по мере развития противостояния происходит конфликтная трансформация системы, меняется ее структура и характер взаимодействия между членами. Вступление в борьбу ведет к появлению принципиально новых функций: «лидеры», «стратеги», «идеологи», «бойцы» и т.д. Изменение структуры группы, перестройка ее на «военный лад» становится дополнительным конфликтогенным фактором, усиливает направленность на борьбу с противником. При этом первоначальные цели и функции группы или организации отходят на второй план, или вообще утрачиваются. (Примером может служить ситуация, описанная Ильфом и Петровым в романе «Золотой теленок»: после того, как концерн «Геркулес» вступает в конфликт с горкоммунхозом по поводу занимаемого им помещения гостиницы, основные функции организации - заготовка и переработка древесины - оказываются преданы забвению, главным содержанием деятельности становится борьба за гостиницу. В борьбу постепенно включается весь коллектив, выделяется инициативная группа, возглавляемая товарищем Полыхаевым, т.е. происходит описанный выше процесс трансформации системы).

Б. Эскалация конфликта . Эта стадия характеризуется резким усилением насильственности, интенсивности и масштабности конфликта. Оппоненты включают в действие весь конфликтный потенциал, всевозможные ресурсы, свои и сторонников. Ограничения на использование тех или иных средств борьбы снимаются, допустимыми становятся практически любые действия по отношению к противнику.

Степень взаимного ожесточения настолько велика, что оппонентов не останавливают даже понесенные потери. Борьба превращается в самоцель, значимость ее возрастает, а поскольку цена поражения представляется огромной, стороны стремятся к победе любой ценой.

Конфликтное противостояние распространяется практически на все сферы реального и потенциального взаимодействия, нейтральные зоны, в которых возможно согласие, отсутствуют. В конфликт включаются все новые участники, иногда помимо своей воли.

В. Деэскалация и завершение конфликта . Борьба с использованием всех ресурсов, достигающая крайней степени ожесточения не может продолжаться бесконечно. Рано или поздно ресурсы одной или всех сторон - участников конфликта, истощаются и начинается деэскалация конфликта.

Этот процесс может быть связан не только с исчезновением ресурсов, но и с вмешательством каких-то «третьих сил», направленным на прекращение конфликта и примирение сторон. Завершение конфликта возможно в следующих вариантах:

1. Полное взаимное разрушение и исчезновение конфликтующих систем. Разумеется, речь идет не обязательно о физическом уничтожении, это может быть распад семьи, крах конкурирующих фирм и т.п. Этот вариант завершения является полностью деструктивным.

2. Насилие или подавление. Суть заключается в том, что более сильная сторона принуждает более слабую к безоговорочному подчинению и принятию своих требований. Этот вариант может казаться эффективным прежде всего потому, что дает возможность быстро завершить конфликт. Но его нельзя признать полностью конструктивным, поскольку побежденный будет стремиться к реваншу в той или иной форме, что чревато возобновлением конфликтного противостояние.

3. Разъединение . Означает прекращение взаимодействия, разрыв отношений между конфликтующими сторонами. Разъединение может осуществляться путем добровольного выхода сторон из зоны конфликта (например, когда конфликтующие между собой сотрудники увольняются из организации), путем «бегства» одного из участников конфликта либо разъединение происходит благодаря вмешательству некоей третьей стороны, которая используя силу или убеждение «разнимает» участников. Разъединение может быть реальным (пространственным), когда стороны прекращают непосредственные контакты (например, развод супругов, которые после этого перестают встречаться); символическим, когда оппоненты, оставаясь в одном физическом и социальном пространстве, прекращают общение, «не замечают» друг друга; структурным, когда оппоненты оказываются в разных сегментах социального пространства (например, конфликтующие сотрудники «разводятся» по разным отделам.

Разъединение прекращает конфликт, но проблема заключается в том, что полное разъединение не всегда возможно, особенно затруднительным оно представляется при групповом конфликте или конфликте между большими общностями: этническими, конфессиональными, социальными классами, государствами. Поэтому часто разъединение сторон носит временный характер и конфликт может возобновиться с новой силой.

4. Примирение . Этот способ разрешения конфликта предполагает обоюдное согласие сторон на прекращение конфликтных действий. Примирение может быть вызвано изменением ситуации (например, исчезновением объекта конфликта), истощением конфликтных ресурсов сторон либо добровольным и осознанным выходом из конфликта («худой мир лучше доброй ссоры»). Существует несколько способов примирения. Наиболее простым и распространенным является компромисс - выход из конфликтной ситуации, основанный на взаимных уступках сторон. При этом способе примирения важно, чтобы каждый из участников чего-то добивался. Действует рациональная стратегия: лучше получить что-то, чем потерять все. Но проблема заключается в том, что чаще всего делится какая-то конечная величина и потребности сторон не могут быть удовлетворены в полной мере. Поэтому, как правило, компромисс носит временный характер, окончательное решение проблемы откладывается на более поздний срок. Другим способом примирения является консенсус. В отличие от компромисса консенсус предполагает окончательное разрешение проблемы путем коллективного решения всех участников.

Консенсус позволяет не только минимизировать потери, но и увеличить приобретения сторон. Этот способ применяется в тех случаях, когда:

Предмет спора сложен, а интересы сторон слишком значимы для принятия простого решения;

Обе стороны готовы заняться поиском и анализом скрытых потребностей и интересов;

Достаточно времени и ресурсов для поиска альтернатив, удовлетворяющих притязания обеих сторон;

Стороны заинтересованы в долгосрочном решении проблемы.

От того, каким образом разрешается конфликт, каковы результаты этого процесса, зависят его последствия. На это обращается внимание в циклической теории конфликта Л. Кригсберга. Суть ее заключается в том, что результаты и последствия одного конфликта становится базой для возникновения нового конфликта. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Первая мировая война закончилась полным поражением Германской империи и ее союзников (завершение по модели «победитель - побежденный»). Последствием этого стало радикальное изменение геополитической ситуации в мире и униженное положение Германии, понесшей серьезные территориальные потери и оказавшейся в очень сложной экономической ситуации из-за больших репараций. Эти последствия, сложная экономическая ситуация и чувство униженности породили на массовом уровне стремления к реваншу, что стало базой для распространения нацизма и возникновению новой конфликтной ситуации, приведшей ко Второй мировой войне.

Способы разрешения конфликтов: арбитраж, посредничество и переговоры.

Очень часто конфликты не могут быть разрешены самими его участниками. В этом случае необходима помощь третьей стороны, занимающей нейтральную, объективную по отношению ко всем участникам конфликта позицию. Одной из самых распространенных технологий разрешения конфликта является арбитраж. Суть его заключается в том, что конфликтующие стороны выбирают одно или несколько нейтральных лиц, решению которых они обязаны подчиниться. А.В. Дмитриев выделяет следующие варианты арбитража:

Обязывающий арбитраж, при котором окончательное решение арбитров имеет обязательную силу;

Ограниченный арбитраж - стороны ограничивают риск поражения, устанавливая пределы уступок до начала арбитражного разбирательства;

Посреднический арбитраж - смешанное урегулирование конфликта, когда стороны договариваются о том, что вопросы, не решенные путем посредничества, будут решены путем арбитража;

Рекомендательный арбитраж отличается от обязывающего тем, что решение арбитра носит рекомендательный характер, стороны могут принять его, либо отвергнуть Посредничество отличается от арбитража тем, что стороны сами участвуют в процессе переговоров и с помощью посредника находят взаимоприемлемое решение. Посредник организует переговорный процесс, поддерживает его конструктивный характер и способствует выработке взаимоприемлемого решения. О.В. Аллахвердова выделяет следующие принципы посредничества:

Добровольность - вступление в процесс переговоров является строго добровольным, все решения принимаются только по взаимному согласию сторон и каждая из сторон в любой момент может отказаться от посредничества и прекратить переговоры;

Равноправие сторон, ни одна из которых не имеет процедурных преимуществ;

Нейтральность медиатора, который должен сохранять беспристрастное отношение к каждой стороне;

Конфиденциальность - вся информация должна оставаться внутри переговорного процесса.

В процессе переговоров посредник выполняет следующие функции.

1. Аналитическая функция, связанная с тем, что посредник побуждает конфликтантов анализировать конфликтную ситуацию, обсуждать все возможные варианты решения проблемы.

2. Функция организации процесса переговоров. Посредник помогает сторонам договориться о процедуре ведения переговоров, управляет переговорным процессом, поддерживает корректные отношения между участниками.

3. Посредник выступает как генератор идей, помогает сторонам найти принципиально новое решение проблемы.

4. Посредник расширяет ресурсы участников переговоров, предоставляя им необходимую информацию, при этом нужно избегать ее искажения.

5. Посредник корректирует реалистичность высказываемых идей и выполнимость принятых решений.

6. Посредник обучает стороны процессу ведения переговоров, учит стороны формировать установку на сотрудничество.

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 90.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха !

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите в таблицу.

1.1. Какое из перечисленных определений характеризует понятие «общество» в широком смысле?

  1. Это целостная система связей и отношений между людьми.
  2. Это объединение людей по интересам.
  3. Это исторический этап в развитии человечества.
  4. Это граждане одного государства.

1.2. Совокупность людей, объединённых общими социальными признаками, связями, поведением, называется

  1. социальной иерархией
  2. социальной группой
  3. социальной стратификацией
  4. социальной структурой

1.3. Возможности, условия, позволяющие человеку достичь определённого результата, – это

  1. мотивы
  2. ресурсы
  3. потребности

1.4. Система общественного управления и самоуправления относится к сфере жизни общества

  1. экономической
  2. социальной
  3. духовной
  4. политической

Ответ :

1.1 1.2 1.3 1.4
1 2 2 4

По 1 баллу за каждый верный ответ .

Максимум за задание 4 балла .

Задание 2

Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу.

2.1. Выберите из приведённого ниже списка социальные роли подростка.

  1. избиратель
  2. ученик
  3. работодатель

2.2. Что из приведённого перечня является факторами производства?

  1. капитал
  2. доход
  3. земля
  4. заработная плата

2.3. Что из перечисленного относится к малой группе?

  1. сословие
  2. семья
  3. школьный класс
  4. пролетариат
  5. очередь в кассу супермаркета
  6. болельщики на стадионе во время матча

Ответ :

2.1 2.2 2.3
234 135 23

2 балла за полностью верный ответ . 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов , или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный ).

Максимум за задание 6 баллов .

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

3.1. игра, познание, общение, труд.

Ответ : виды деятельности.

3.2. Дружба, признание, сон, уважение, безопасность.

Ответ : потребности человека.

По 3 балла за каждый верный ответ .

Максимум за задание 6 баллов .

Задание 4

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

4.1. Уклонение, арбитраж, эскалация, посредничество, компромисс.

Ответ : формы разрешения социальных конфликтов, лишнее – эскалация.

4.2. Цель, результат, гипотеза, мотив, субъект.

Ответ : структура деятельности, лишнее – гипотеза.

По 4 балла за каждый верный ответ (2 балла за правильное обоснование ,

2 балла за указание лишнего ).

Максимум за задание 8 баллов .

Задание 5

«Да » или «нет »? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да », если не согласны ‒ «нет ». Внесите свои ответы в таблицу.

5.1. Одна из функций семьи – социализация ребёнка.

5.2. Наличие физиологических потребностей – проявление биологической сущности человека.

5.3. Понятие гуманизм связано с моральными категориями.

5.4. Человек является носителем социальных качеств с момента рождения

5.5. Государственная власть – это единственное проявление власти в обществе.

Ответ :

5.1 5.2 5.3 5.4 5.5
да да да нет нет

По 2 .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 6

Рассмотрите представленные ниже изображения. Что их объединяет? Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам.



Ответ :

2 балла за указание обобщающего понятия . По 2 балла за каждое полностью верное заполнение ячеек второго уровня схемы .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 7

Установите соответствие между историческими примерами и формами правления, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы внесите в таблицу.

Форма правления Исторический пример
1) монархия

2) республика

А) Решение народного собрания считалось окончательным и обжалованию не подлежало, даже трагическую ошибку исправить было невозможно. Так, например, афинское народное собрание, несмотря на протесты Сократа, осудило на смерть стратегов-победителей в битве при Аргинусских островах (406 год до н. э.). Потом граждане раскаялись в своём решении, но было поздно: стратегов казнили. Меньшинство должно было безусловно подчиниться большинству. Сдерживающим фактором для большинства могла служить разве что апелляция к «отеческим законам» – установлениям «отцов-основателей» Афинского демократического государства: Солона и (реже) Клисфена.

Б) В 1315 г. венецианские власти составили «Золотую книгу» – список имеющих политические права активных граждан. Главой государства был дож (герцог). Его выбирали пожизненно, следуя нарочито усложненной процедуре: от городских кварталов (или от Большого совета) выделялись выборщики, те образовывали вторую коллегию с привлечением дополнительных электоров, вторая – третью, та – четвёртую (все разного количественного состава), и только пятая или шестая непосредственно утверждала предложенного кандидата. Эта система должна была препятствовать политическому сговору и авантюристам, которые могли затуманить головы рядовым гражданам. Дож обладал преимущественно представительской властью, а также высшей юрисдикцией.

В) Как известно, Византия не знала чёткого законодательства о престолонаследии. Но византийское правосознание, очевидно, склонялось к «классическому» варианту династической преемственности власти от отца сыну.

И пример последней династии – Палеологов, правивших с 1261 г. по последний день существования Империи (1453 г.), т. е. почти 200 лет, не является из ряда вон выходящим. Через тысячелетнюю историю православной Византийской империи прошли немало династических линий. Это тем более интересно, что далеко не всегда преемство трона даже внутр. одной династии происходило по мужской линии.

Г) В XIII веке образованная парламентом Англии комиссия из 24 баронов составила так называемые Оксфордские провизии, постановившие, что при короле должен быть организован совет пятнадцати, который будет иметь право давать королю советы относительно управления государством и под. контролем которых будет находиться верховный юстициарий и другие должностные лица.

Ответ :

А Б В Г
2 2 1 1

По 3 балла за каждую верную позицию .

Максимум за задание 12 баллов .

Задание 8

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные ‒ в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная _____ (А), и как важный _____ (Б) институт. В качестве малой группы она удовлетворяет _____ (В) потребности, в качестве института – социально значимые потребности общества. Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его _____ (Г), деятельность которой регулируется как брачно-семейным _____ (Д), так и морально-нравственными _____ (Е), обычаями, традициями и т. д. Главная функция семьи – репродуктивная, т. е. биологическое _____ (Ж) населения. По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных _____ (З) семьи: простую (_____ (И)) и сложную (расширенную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая – из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более _____ (К).

Список терминов

Ответ :

А Б В Г Д Е Ж З И К
7 12 15 1 19 6 5 20 3 18

По 1 баллу за каждую верную вставку .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 9

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

В повседневных разговорах слово «статус» используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением,

влиянием и престижем. Однако социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с его определёнными правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, приятель, начальник, профессор – всё это статусы.

Не все статусы находятся в нашей власти. Некоторые статусы придаются нам группой или обществом. Статус, унаследованный от рождения, называется приписываемым. Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста…

Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определённого статуса на основе конкретного достижения.

Статус предполагает наличие определённых социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения, – то, что социологи называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или не соответствующее обладателю статуса. Говоря проще, различие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем. Роль – это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определённым статусом.

Исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающего каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями. Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор.

(Ю . Волков и др .)

9.1. Какие два определения понятия «статус» приводит автор? Запишите оба определения.

9.2. Какие два вида статусов называет автор? Приведите по одному примеру каждого вида статусов, каждый раз указывая, к какому именно виду относится

Ваш пример.

9.3. Как соотносятся социальная роль и поведение человека?

На основании текста напишите, что такое «ролевой набор».

Ответ :

  1. Понятие «статус» используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем.
  2. Социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с его определёнными правами и обязанностями.

Формулировка может быть произвольной .

По 2 балла за каждое приведённое значение понятия . Всего 4 балла .

9.2. 1. унаследованный от рождения, ИЛИ прирождённый, ИЛИ приписываемый. 2. достигнутый.

За каждый названный вид по 2 балла . Всего 4 балла .

Примеры: приписываемый статус – ребёнок, достигаемый статус – учитель.

.

По 2 . Всего 4 балла .

Максимум 8 баллов .

9.3. Социальная роль определяет ожидаемое обществом поведение личности.

2 балла .

9.4. 1. Пример разного понимания: один учитель может понимать свою роль как проявление повышенной строгости и требовательности к ученикам, другой – как стремление шутками и интересными фактами заинтересовать учеников в предмете.

Может быть приведён другой пример .

3 балла за приведённый корректный пример .

2. Ролевой набор – это некоторое число социальных ролей, связанных с определённым статусом.

Может быть приведена другая формулировка .

3 балла .

Всего 6 баллов .

9.5. Победа учащегося в предметной олимпиаде способствует приобретению статуса «отличника». Банкротство способствует приобретению статуса ненадёжного заёмщика.

Могут быть приведены иные примеры .

По 2 балла за каждый приведённый пример . Всего 4 балла .

Максимум за задание 24 балла .

Максимум за работу 90 баллов .

6. Разрешение конфликтов

2. Варианты завершения конфликта


1. Основные принципы разрешения конфликтов
Сколь долго бы ни продолжался конфликт, рано или поздно он заканчивается. Очень часто конфликтующие стороны видят борьбу единственно возможным способом бытия . Они забывают о других возможностях, упускают из виду, что могут добиться большего, если конструктивно разрешат проблемы. Завершение конфликта иногда достигается просто потому, что оппоненты устают враждовать и приспосабливаются к сосуществованию. Проявив достаточную терпимость, они, если контакты неизбежны, постепенно приучаются жить в мире, не требуя друг от друга полного согласия взглядов и привычек. Однако гораздо чаще завершение конфликта становится возможным только посредством специальных усилий, направленных на его разрешение. Такие усилия могут потребовать немалого искусства и большой изобретательности.

Современная конфликтологическая наука говорит о том, что полное и окончательное разрешение всех конфликтов станет возможным лишь тогда, когда исчезнут все социальные противоречия. Очевидно, что на это можно надеяться лишь в самом отдаленном будущем. Противоречия – изначальная причина любого конфликта, они лежат в его основании. Поэтому сегодня можно говорить скорее об управлении конфликтами, их регулировании, что означает трансформацию конфликтных отношений в отношения сотрудничества. Для этого необходимо усиливать позитивные и сводить к минимуму негативные функции конфликта.

Однако вышеизложенное не означает, что не существует никаких вариантов для выхода из конфликтной ситуации. Наоборот, исторический опыт человечества и жизненный опыт каждого человека дают конфликтологии немало различных вариантов прекращения конфликтного противостояния. Анализу данных вариантов завершения и технологий разрешения конфликтов и посвящена настоящая глава пособия.

Надо отметить, что в конфликтологии как относительно молодой науке еще не устоялись базовые термины для обозначения прекращения конфликтов. В данном пособии под завершением конфликта будет пониматься его прекращение без участия посредника, медиатора, «третьей стороны». Под разрешением конфликта подразумевается его прекращение с участием нейтрального посредника, или медиатора.


2. Варианты завершения конфликта
Способы или тактики улаживания конфликтов столь же многообразны, как и сами конфликтные ситуации. Однако все они могут быть сведены к следующим трем основным вариантам:

1) силовое подавление, или метод насилия;

2) тактика ухода, или избегание конфликта;

3) тактика компромисса или сотрудничества.

Нетрудно заметить, что за основание в этой классификации тактик управления конфликтом берется степень готовности сторон пойти навстречу друг другу в возникшем противоборстве. Конфликты весьма разнообразны по своей природе, и так же разнообразны могут быть варианты их разрешения.

1. Насилие, или подавление. Суть этого варианта заключается в том, что более сильная сторона принуждает более слабую к безоговорочному подчинению и принятию своих требований. Инструментом подавления выступает агрессия, прямое насилие, использование зависимости (экономической, юридической или иной) «слабой» стороны, психологическое насилие, шантаж и угрозы. Как правило, побуждающим мотивом, стимулирующим насилие, является обладание достаточно большим объемом силовых ресурсов, обеспечивающим явное преимущество в конфликтном противостоянии. Варианты применения насилия разнообразны, так, в межгосударственном конфликте сильная сторона использует для подавления противника вооруженные силы, руководитель принуждает работника подчиниться, используя властные полномочия, родители заставляют ребенка выполнять их требования, используя тактику угроз и т. п. В любом случае у побежденной стороны не остается никакого выбора, утрачивается свобода, тем более что победитель стремится сохранить отношения подчинения на достаточно длительный срок. Тем самым слабая сторона терпит полное поражение, утрачивает значимые ресурсы и, может быть, несет существенный физический и психологический урон. Действия «насильника» зачастую обусловлены не только желанием реализовать свои интересы, но и стремлением нанести противнику максимальный материальный и (или) моральный ущерб, наказать его за «неправильное» поведение, заставить почувствовать свою вину.

Тактически принуждение может казаться эффективным, прежде всего потому, что дает возможность быстро завершить конфликт. Но эффект этот представляется весьма сомнительным, если учесть то, что побежденный неизбежно будет стремиться к реваншу, оказывать скрытое или явное сопротивление победителю. Он станет искать новые формы борьбы, следовательно, победитель вынужден постоянно ожидать удара, быть готовым к новому витку противостояния. Зачастую побежденный, изображая подчинение, соблюдая ритуальные формы, игнорирует или саботирует требования победителя. Поэтому в случае возобновления конфликта победитель вынужден использовать еще больший объем силовых ресурсов и все более жестокие методы подавления оппонента , и прекратить противостояние можно только с полным уничтожением противоположной стороны. Именно вследствие этого многие войны постепенно перерастают в массовый террор и геноцид.

Для использования этой тактики также существуют определенные предпосылки, благоприятствующие ее успеху. Такими предпосылками для использования силовых методов могут быть следующие:

1) решающий перевес одной из сторон в имеющихся материальных и психологических ресурсах. Например, перевес администрации, конфликтующей с рабочим коллективом завода;

2) возникновение чрезвычайной ситуации, требующей незамедлительных действий. Примером может служить стремительный марш-бросок отряда российских десантников в Косово на завершающей стадии военного конфликта между Югославией и НАТО в 1999 г.;

3) внезапно возникшая необходимость принятия непопулярного решения, которое будет заведомо негативно встречено другой стороной. Именно таким было решение Российского Правительства в августе 1998 г. о прекращении выплат по государственным кредитным обязательствам, приведшее к глубокому финансовому кризису; к действиям того же порядка относятся и решения администрации предприятия о снижении зарплаты или увеличении рабочего дня в условиях грозящего предприятию банкротства;

4) бесспорная правомерность действий стороны, имеющей силовое преимущество, когда эти действия связаны с обеспечением жизненно важных для данной структуры проблем, например, немедленное увольнение работника, допустившего поступок, нанесший серьезный материальный или моральный ущерб организации. К числу таких поступков могут быть отнесены разглашение работником коммерческой тайны, неоказание медицинским работником неотложной помощи пациенту, срыв занятий преподавателем и т. п.;

5) любые проявления деструктивных форм поведения со стороны членов организации, такие, например, как пьянство, наркомания, хищения имущества, прогулы, нарушение техники безопасности и т. п.

Силовая тактика также имеет свои специфические проявления и на поведенческом уровне. Здесь она выражается в следующих поведенческих формах:

– использовании преимущественно принудительных, силовых методов воздействия при ограниченном привлечении воспитательных средств, которые в рассмотренных условиях могут оказаться такими же малоэффективными, как в ситуации, описанной И.А. Крыловым в басне «Кот и повар» («А Васька слушает, да ест…»).

– применении жесткого, приказного стиля общения, рассчитанного на беспрекословное подчинение одной стороны конфликта другой;

– использовании в целях обеспечения успеха силовой тактики механизма конкуренции, который был известен уже древним римлянам под названием метода «разделяй и властвуй» и который нередко применяется и поныне под более обтекаемым названием механизма сдержек и противовесов ; эти механизмы чаще всего используются на практике в виде сочетания средств наказания для нерадивых и мер поощрения для добросовестных работников.

2. Тактика ухода. Это весьма популярный способ поведения в конфликтной ситуации; к ней нередко прибегают как участники конфликта, так и те, кто по своему должностному статусу должен выступать в роли посредника при его урегулировании. Суть этой тактики состоит в игнорировании конфликтной ситуации , отказе от признания ее существования, оставлении «сцены», на которой развертывается конфликт, самоустранении или физически, или же в психологическом смысле. Эта тактика означает, что человек, оказавшийся в конфликтной ситуации, предпочитает не предпринимать никаких конструктивных шагов по ее разрешению или изменению.

На первый взгляд может показаться, что эта тактика должна оцениваться только негативно. Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что, как и всякий метод, эта линия поведения в конфликте имеет свои плюсы и минусы.

Основные достоинства тактики избегания состоят в следующем:

1) она быстро осуществима, поскольку не требует изыскания ни интеллектуальных, ни материальных ресурсов. Так, например, руководитель, избегая конфликта, может не отвечать на очередную письменную просьбу подчиненного о предоставлении ему тех или иных льгот, поскольку эта просьба является необоснованной;

2) дает возможность отсрочить или даже предотвратить конфликт, содержание которого является несущественным с точки зрения стратегических целей данной организации или группы. Так, родители могут закрыть глаза, «не связываться» с взрослой дочерью из-за того, что юбки, которые она носит, имеют не ту длину, которая, по их мнению, соответствует требованиям приличия.

Но в этой тактике есть и минусы. При определенных условиях она может привести к эскалации конфликта, поскольку причина, его вызвавшая, тактикой избегания не преодолевается, а только консервируется, И если эта проблема реальна, существенна, то это затягивание может привести только к обострению, а не улаживанию конфликта.

Тем не менее, несмотря на свои недостатки, эта тактика все же может быть применена при наличии следующих конкретных условий:

1) при небольшой значимости причин, породивших противоборство: если непосредственная причина, породившая конфликт, является лишь «верхушкой айсберга», лишь свидетельствует о наличии других глубинных предпосылок конфликта. Естественно, в этих условиях следует воздержаться от растраты сил на несущественные проблемы, сохранив их для решения новых задач, когда они обнаружатся в полной мере;

2) при некоторых временных параметрах конфликта: если конфликт возник в такое время, когда нет возможности потратить его на урегулирование противоборства, поскольку существуют другие, более значимые с точки зрения целей организации неотложные проблемы;

3) при ограниченности имеющихся сведений о конфликте, отсутствии достаточной информации и необходимости дополнительной работы для сбора данных, которые обеспечивали бы эффективное завершение конфликта;

4) при наличии у одной из конфликтующих сторон более мощных сил, которые в состоянии быстро и успешно разрешить конфликт. Так, опытный военачальник воздерживается от полномасштабного боя до подхода резервов и только после их прибытия начинает мощное наступление на противника. Именно такой тактики придерживался Кутузов во время войны с Наполеоном.

Тактика ухода, или избегания, характеризуется и определенными действиями участников конфликта, специфическими формами их поведения. Использование этой тактики достаточно отчетливо обнаруживается в следующих характерных признаках поведения конфликтантов:

– утаивании, засекречивании информации, необходимой для урегулирования возникшего конфликта, с целью недопущения его возможного обострения при ознакомлении людей с «взрывоопасной» информацией;

– отказе от признания самого факта существования причин конфликта в расчете на то, что он так или иначе решится сам собой, без активного участия противоборствующих сторон;

– затягивании под теми или иными предлогами окончательного решения проблемы, вызвавшей противоборство.

3. Трансформация конфликтных взаимоотношений в отношения согласия. Компромисс. Наиболее простым и распространенным является компромисс – выход из конфликтной ситуации, основанный на взаимных уступках сторон. При этом способе примирения важно, чтобы каждый из участников чего-то добивался. Действует рациональная стратегия: лучше получить что-то, чем потерять все. Но проблема заключается в том, что чаще всего делится какая-то конечная величина и потребности сторон не могут быть удовлетворены в полной мере. Поэтому, как правило, компромисс носит временный характер, окончательное решение проблемы откладывается на более поздний срок. Трансформация конфликтных взаимоотношений в отношения согласия достигается, как показывает опыт, в результате осуществления следующих действий или шагов.

Необходимо выделить специальное время для общения, разговора, дискуссии. При этом часто приходится преодолеть желание другой стороны уйти от контакта, прибегнуть к тактике ухода. Чтобы преодолеть такое желание, важно убедить другого в том, что преодоление разногласий выгодно и ему. Важно не связывать другую сторону никакими предварительными обязательствами, кроме участия в предстоящем диалоге и исключения при его проведении запугивания и угроз, т. е. попыток силового давления. Однако весьма важно заблаговременно договориться о принятии решения, об окончании встречи только по взаимному согласию, чтобы не допустить, насколько это будет возможно, ее преждевременного окончания, т. е. ее прекращения до создания условий для перехода к следующему этапу. Но для этого нужно выполнить и некоторые другие шаги.

Следует обеспечить благоприятную обстановку на весь период проведения встречи. Что это значит? Это означает создание необходимых удобств для спокойного проведения встречи. В помещении, где ведется беседа, не должно быть посторонних, следует избегать и телефонных звонков. Полезно обратить внимание и на такие мелочи, как температура в помещении, освещение и т. п. Нужно заранее приготовиться к длительному обсуждению конфликта и серьезному нервному напряжению. Полезно сохранять в тайне содержание бесед впредь до полного урегулирования конфликта. Только соблюдение этих основных условий проведения встречи обеспечит успех главного, третьего шага регулирования конфликта.

Соблюдение основных правил обсуждения проблемы. Эти приемы ведения переговоров будут подробно рассмотрены в одном из последующих разделов, здесь же укажем лишь самые главные из них:

– прежде всего, с самого начала диалога следует выразить оптимистическую надежду на достижение взаимовыгодного решения. После этого полезно напомнить о необходимости соблюдения предварительно согласованных условий проведения беседы: не прерывать обсуждения преждевременно, воздерживаться от силовых игр и т. п.;

– после этих вступительных замечаний целесообразно перейти к следующему моменту беседы: сформулировать суть возникшей проблемы и пригласить собеседника изложить свое видение возникшей ситуации, что и будет означать начало основного процесса переговоров. В процессе его развития не следует отвлекаться от поставленной проблемы, обсуждать погоду, рассказывать анекдоты и т. п. Не следует и выражать сомнения в успехе встречи. Нужно приложить максимум усилий, чтобы направить беседу к конструктивному результату. С этой целью можно, например, выразить сожаление по поводу своего поведения в прошлом, заявить о своей готовности пойти на уступки по спорному вопросу, выразить понимание проблем собеседника, добрые чувства, уважение к нему, стремление к поиску взаимоприемлемых решений;

– при налаживании такого процесса обмена жестами примирения и наступает в конце концов решающий момент диалога, в итоге которого ослабевает напряженность, усиливается доверие и достигается желанный прорыв во взаимоотношениях, позволяющий заключить договор о разрешении конфликта на взаимовыгодных условиях.

Заключение договора и является завершающей частью процесса урегулирования конфликта на основе тактики компромисса. Но для того, чтобы договор стал прочным, выполнимым, он должен быть взаимовыгодным, сбалансированным, компромиссным. Причем решение должно быть конкретным, точно определять, кто, когда и что должен делать, и не состоять из общих фраз о взаимном уважении , искренности друг с другом и т. п. Достигнутое соглашение лучше всего, не полагаясь на свою память, оформить в письменном виде, а его копию вручить каждой стороне конфликта. Конечно, при обсуждении семейных проблем письменный договор может и не понадобиться, но в производственном конфликте он необходим.

Другим способом примирения является консенсус . В отличие от компромисса консенсус предполагает окончательное разрешение проблемы путем коллективного решения всех участников. Консенсус позволяет не только минимизировать потери, но и увеличить приобретения сторон. Этот способ применяется в тех случаях, когда:

– предмет спора сложен, а интересы сторон слишком значимы для принятия простого решения;

– обе стороны готовы заняться поиском и анализом скрытых потребностей и интересов;

– достаточно времени и ресурсов для поиска альтернатив, удовлетворяющих притязания обеих сторон;

– стороны заинтересованы в долгосрочном решении проблемы.
3. Основные технологии разрешения конфликтов: арбитраж, посредничество и переговоры
Очень часто конфликты не могут быть разрешены самими его участниками. В этом случае необходима помощь третьей стороны, занимающей нейтральную, объективную по отношению ко всем участникам конфликта позицию. Термин «третья сторона» – широкий и собирательный. Можно выделить три основные формы участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта.

1. Арбитраж

Эта технология разрешения характеризуется отсутствием строгих норм, регулирующих процесс обсуждения проблемы; правом выбора третьей стороны самими участниками конфликта; обязательностью решений, вынесенных третьей стороной.

Арбитраж является одной из самых распространенных технологий разрешения конфликта. Суть его заключается в том, что конфликтующие стороны выбирают одно или несколько нейтральных лиц, решению которых они обязаны подчиниться. Выделяют следующие варианты арбитража:

обязывающий арбитраж , при котором окончательное решение арбитров имеет обязательную силу;

ограниченный арбитраж: стороны ограничивают риск поражения, устанавливая пределы уступок до начала арбитражного разбирательства;

посреднический арбитраж: смешанное урегулирование конфликта, когда стороны договариваются о том, что вопросы, не решенные путем посредничества, будут решены путем арбитража;

2. Посредничество и переговоры

Это особая форма участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта с целью оказания содействия процессу переговоров между участниками конфликта. Содействуя конструктивному обсуждению и поиску решения проблемы, посредник не может, вместе с тем, определять выбор окончательного решения, который является прерогативой конфликтующих сторон. Поэтому посредник должен сразу же подчеркнуть тот факт, что ответственность за неудачу на переговорах и дальнейшую эскалацию конфликта несет не третья сторона, а сами участники конфликта.

Важно обратить внимание на то, что среди обозначенных выше форм участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта лишь последняя ориентирована на использование переговорного подхода.

Вмешательство посредника целесообразно в следующих случаях:

– конфликтующие стороны проявляют готовность к совместному поиску решения проблемы, но не могут найти точек соприкосновения;

– непосредственное общение участников конфликта серьезно осложнено или прекращено, и участие третьей стороны может способствовать изменению этой ситуации;

– для конфликтующих сторон важно сохранение и продолжение взаимоотношений;

– участники конфликта заинтересованы в контроле над принимаемыми решениями ;

– для оппонентов важным является такой аспект преодоления разногласий, как конфиденциальность.

Выбор конфликтующими сторонами посредника осуществляется в соответствии с рядом требований, предъявляемых к третьей стороне.

Необходимым условием согласия оппонентов на вмешательство посредника является его компетентность , предполагающая, прежде всего, умение досконально проанализировать конфликтную ситуацию и владение навыками посреднической деятельности. Это требование во многом определяет также и эффективность усилий посредника по разрешению конфликта. Недостаточная компетентность посредника, наоборот, может привести к срыву переговоров и усилению конфронтации сторон.

Посредничество отличается от арбитража тем, что стороны сами участвуют в процессе переговоров и с помощью посредника находят взаимоприемлемое решение. Посредник организует переговорный процесс, поддерживает его конструктивный характер и способствует выработке взаимоприемлемого решения. Другим важным требованием к посреднику является его беспристрастность , которая заключается в том, что посредник должен занимать нейтральную позицию, не оказывая поддержки ни одной из сторон конфликта. Следует отметить, что незаинтересованность посредника все же относительна, поскольку он, как минимум, заинтересован в успехе своей деятельности. Поэтому в данном случае главное – не действительная беспристрастность третьей стороны, а восприятие ее в качестве таковой участниками конфликта. Именно этот аспект сыграл решающую роль в выборе посредника при мирном урегулировании югославского конфликта (1999). Им стал Мартти Ахтисаари, президент Финляндии – страны, не входящей в состав НАТО.

Немаловажное значение имеет и такое требование, как обладание авторитетом . Привлечение к посредничеству общественных организаций или частных лиц во многом обусловлено именно этим. Например, участие представителей Католической церкви в переговорах между правящей в Польше партией и оппозиционным движением «Солидарность» в 1989 г. определялось, прежде всего, тем, что в этой стране авторитет и влияние Церкви очень сильны. Авторитет, которым обладает в глазах конфликтующих сторон посредник, определяет его возможности воздействовать на участников конфликта. Важно только, чтобы он, в свою очередь, не оказался под влиянием кого-либо из них и тем самым не поставил под сомнение свой нейтралитет.

Содействуя началу переговоров между участниками конфликта или их продолжению, посредник предлагает те или иные варианты места встречи сторон. При этом нередко для проведения переговоров выбирается территория посредника. Неоднократно выполняя посредническую миссию в Ближневосточном конфликте , США предоставляли свою территорию, например, в 1978 г. – для переговоров между Египтом и Израилем или в 1999 г. – для переговоров между Сирией и Израилем.

Посредник принимает активное участие и в определении повестки дня . Совместно с конфликтующими сторонами он формирует круг вопросов для обсуждения и порядок их рассмотрения. При этом задача посредника состоит в том, чтобы убедить оппонентов начать переговоры с более простых вопросов, а к рассмотрению наиболее сложных перейти в последнюю очередь. Задача посредника заключается и в том, чтобы регулировать очередность и длительность выступлений, не допуская приоритета той или другой стороны.

Не секрет, что отношения участников конфликта характеризуются враждебностью, недоверием, подозрительностью. Поэтому заметный вклад посредника в успех переговорного процесса состоит в формировании рабочей атмосферы на переговорах . Во многом сам факт присутствия третьей стороны способен удержать оппонентов от проявления враждебности по отношению друг к другу. Однако посреднику не стоит ограничиваться этим и необходимо приложить максимум усилий по снижению уровня негативных эмоций конфликтующих сторон. Заметное влияние на атмосферу во время переговоров оказывает проявление подчеркнутого уважения со стороны посредника к оппонентам и понимания их проблем, поощрение тех или иных шагов оппонентов к нормализации отношений и положительного настроя на совместную работу. Посредник также помогает конфликтующим сторонам преодолеть негативные стереотипы в отношении друг к другу и отрицательное влияние различных феноменов восприятия.

Оказание помощи в поиске решения является ключевым аспектом во влиянии посредника на переговорный процесс. Оптимизируя этот поиск, посредник осуществляет следующие действия:

– оказывает участникам содействие в изучении ситуации, анализе разногласий, оценке предложений;

– обращает внимание сторон на наличие общности в их интересах или создает такую общность через включение проблемы в более широкий контекст, скажем, перспективу широкомасштабного экономического сотрудничества;

– помогает обнаружить непересекающиеся интересы и тем самым увеличивает переговорное пространство, в зоне которого и может быть найдено решение;

– выступает дополнительным источником идей и вариантов для решения проблемы;

– оказывает оппонентам помощь в поиске и выборе объективных критериев для оценки разработанных вариантов решения проблемы;

– предлагает общую формулу возможного соглашения.

Эффективность этих усилий посредника во многом зависит от того, насколько полной информацией об участниках конфликта, спорных вопросах, соотношении сил сторон, их интересах и позициях, возможных подходах к решению проблемы, степени их вовлеченности в конфликт и т. п. располагает посредник.

Определенную роль в стимулировании посредником поиска взаимоприемлемого решения может сыграть определение крайних сроков завершения переговоров. Если конфликтующие стороны, осознавая свою ответственность за неудачу переговоров, стремятся к достижению соглашения, то фиксированные временные рамки позволят обеспечить устойчивую динамику переговорного процесса.

В том случае, если переговоры увенчались успехом, посредник берет на себя контроль за выполнением соглашения. Как отмечалось выше, успешность переговорного процесса определяется не только достижением соглашения, но и выполнением его условий. Поэтому посреднику необходимо проследить за тем, чтобы в окончательное соглашение были включены сроки выполнения сторонами взятых на себя обязательств. Возможно также установление своего рода испытательного срока, т. е. времени, в течение которого стороны могли бы оценить эффективность достигнутого соглашения. Кроме того, посредник может выступить гарантом выполнения договоренностей. Такая миссия вполне по плечу, скажем, руководителю в разрешении конфликта между подчиненными.

Описанные выше составляющие влияния посредника на переговорный процесс характеризуют, прежде всего, традиционное посредничество, не акцентируя внимание на специфических особенностях различных его модификаций. Такие особенности отличают следующие модели посреднической деятельности:

– фасилитаторство;

– консультационное посредничество;

– посредничество с элементами арбитража.

Основное различие между ними заключается в роли третьей стороны на переговорах и степени ее участия в выработке окончательного решения. Под этим углом зрения и охарактеризуем выделенные разновидности посредничества.

1. Фасилитаторство . Роль третьей стороны сводится главным образом к тому, что фасилитатор (от англ. facilitate – облегчать) оказывает участникам конфликта содействие в организации переговоров и проведении встреч. Участие фасилитатора в разрешении конфликта состоит в том, чтобы помочь конфликтующим сторонам в подготовке встречи; обеспечить их равное участие в обсуждении; добиваться строгого соблюдения повестки дня и процедуры переговоров. При этом фасилитатор не принимает участия в полемике сторон и выработке решений.

2. Консультационное посредничество . Специфика этой разновидности посредничества заключается в следующем: конфликтующие стороны получают предварительное согласие посредника на то, что, если они не смогут самостоятельно найти решение проблемы, он выскажет свою точку зрения в порядке консультации. Это мнение посредника не является для сторон обязывающим и выслушивается только в том случае, если переговоры зашли в тупик. Однако участники конфликта могут воспользоваться мнением посредника для достижения соглашения.

3. Посредничество с элементами арбитража . В рамках этой модели влияние посредника на переговорный процесс максимально. Связано это с тем, что участники конфликта до начала переговоров договариваются о том, что, если переговоры зайдут в тупик, посредник вынесет обязательное для исполнения решение по спорному вопросу. Эта договоренность стимулирует конфликтующие стороны, заинтересованные в контроле над достигнутыми результатами, приложить максимум усилий для самостоятельного поиска решения. В любом случае, данная процедура гарантирует, что соглашение между сторонами будет достигнуто. Какой бы вариант посредничества ни был реализован в переговорном процессе, главное, чтобы оно было успешным. Разумеется, наилучшим результатом посреднической деятельности является разрешение конфликта. Например, на счету Федеральной службы посредничества и примирения (США) более 500 тыс. разрешенных конфликтов за 50 лет работы. Однако многое зависит не только от самого посредника, но и от стадии развития конфликта, характера взаимоотношений сторон, наличия альтернатив переговорному соглашению, соотношения сил участников конфликта, влияния среды, в которой протекает конфликт и т. п. При наличии такого большого числа разносторонних факторов привлечение посредника может и не принести желаемого результата. Но говорить в таких случаях о неудаче не всегда правомерно.

Оценивая эффективность посреднической деятельности, следует использовать несколько критериев.

1. Объективные критерии, позволяющие рассматривать вмешательство посредника как успешное:

– завершение конфликта;

– снижение остроты конфликтного взаимодействия;

– переход от односторонних действий участников конфликта к попыткам совместного поиска решения проблемы;

– нормализация взаимоотношений оппонентов.

2. Важно ориентироваться также и на субъективные показатели, которые отражают степень удовлетворенности участников конфликта посредничеством. Для этого следует определить, считают ли конфликтующие стороны, что:

– оказывая содействие переговорному процессу, посредник был объективен по отношению к оппонентам;

– без его усилий сторонам было бы сложно обойтись;

– достигнутые при помощи посредника результаты не являются навязанными, а наоборот, представляют собой взаимоприемлемый итог.

Оценивая степень успешности посредничества, необходимо учитывать, кроме того, оценки самого посредника и внешних наблюдателей.

Рассмотренные выше различные аспекты посредничества позволяют сделать следующий вывод. Деятельность посредника сопряжена с целым рядом проблем, трудностей, препятствий, которые ему необходимо преодолевать. При этом успех усилий посредника не всегда очевиден, его деятельность сама по себе еще не гарантирует разрешения конфликта, а иногда может вызвать эскалацию конфликтного противоборства. Однако сам факт привлечения посредника к урегулированию и разрешению конфликта означает стремление сторон найти выход, используя путь переговоров, и дает надежду на благополучный исход.

Завершая рассмотрение переговоров в условиях конфликта, напомним уже известную точку зрения современных исследователей, согласно которой конфликт признается неотъемлемым свойством общественных отношений. А значит, каждый из нас становился участником того или иного конфликта, сохраняя такую перспективу и в будущем. Переговоры же (прямые или с участием третьей стороны) можно считать наиболее предпочтительным и зачастую оптимальным способом урегулирования и разрешения конфликтов. Поэтому изучение многообразных аспектов переговорного процесса является не только перспективным направлением научных исследований, но и актуальным для любого из нас. При этом необходимо учитывать, что одно лишь знание о переговорах еще не является достаточным основанием для успеха. Не менее важную роль играет формирование и развитие определенных навыков, позволяющих вести переговоры наиболее эффективно. А умение вести переговоры приобретается лишь при реализации имеющихся знаний на практике. И, наконец, не стоит забывать о том, что переговоры могут достичь своей цели только в том случае, если их участники искренни в стремлении к совместному поиску решения проблемы. В противном случае конфликтующие стороны скорее демонстрируют решительность, чем стремятся найти решение, что мешает конструктивному подходу к разрешению конфликтных взаимоотношений. Именно поэтому необходимо, чтобы конфликтующие стороны были настроены на сотрудничество, а не на демонстрацию своей «крутизны» в плохом смысле этого слова.

error: