Нина Бальмонт: только дочь, только жена, только мама, которая всё равно так важна русской истории. Безумная любовь Бальмонта Сыновья Бориса Пастернака

Лев Бруни, «Портрет жены»

Лилит Мазикина, журналистка

Константин Бальмонт был не лучшим из мужей. Нет, его нельзя назвать домашним тираном, но пытаться строить с ним семью на всю жизнь, как убеждалась женщина за женщиной, было опрометчиво. И всё же одно неплохое качество у него было. Для него не существовало понятия бывших детей. Расставшись с переводчицей Екатериной Андреевой, Бальмонт продолжал общаться с их общей дочерью, Ниникой.

Скелеты в шкафу Бальмонтов

Начало жизни Нины Бальмонт омрачалось двумя тайнами, которых она, должно быть, и не знала, но которые были фоном её жизни, её отношений с отцом. Во‑первых, по всем понятиям была Нина незаконнорождённой. Бальмонт мучительно разводился со своей первой женой, и суд постановил, что после развода она имеет право снова выходить замуж, а он — нет.

Константин Бальмонт

Узнав об этом, родители Андреевой запретили ей даже приближаться к поэту. Но влюблённые нашли выход. Бальмонт отыскал старые документы, по которым значился холостым, и они с Андреевой тайно женились. Подобный брак российскими законами не признавался, но кто стал их проверять?

Бывшая жена Бальмонта тоже вышла замуж, за журналиста Николая Энгельгардта, и прожила с ним счастливо всю жизнь. Николай спокойно принял её сына от Бальмонта, тоже Колю, и растил как своего.

С Колей Бальмонт тоже кое-как поддерживал связь. Сын отца просто боготворил, тоже мечтал стать поэтом. Когда в 1915 году Бальмонт вернулся в Санкт-Петербург, он забрал сына, уже взрослого юношу, к себе и… скоро обнаружил, что испытывает к нему непреодолимое отвращение. Молодой человек показывал признаки растущего психического расстройства. На людей он не кидался, но пересилить себя поэт не мог — никаких тёплых чувств к сыну он не испытывал. Но, конечно, даже и не подумал выгонять. Для Бальмонта дети в любом случае оставались детьми.

Была у Нины Бальмонт и незаконнорождённая сестра. Поэт очень быстро после второй свадьбы стал жить на две семьи: то с мамой Нины, то с женщиной по имени Елена Цветковская. От Елены у него и была дочь Мирра, в честь знаменитой поэтессы Мирры Лохвицкой. Позже появились у поэта дети от четвёртой женщины, и тоже — незаконнорождённые… Впрочем, в новом бурном веке это стало иметь всё меньше значения.

Е. А. Андреева-Бальмонт с дочерью Ниной

Ещё одна особенность в характере отца омрачала детство и юность Нины. Он склонен был к депрессиям, предпринимал попытки суицида. Хотя никогда не позволял себе этого при детях — но слухи, взгляды, словечки дети всегда замечают.

Родилась Нина в сытом 1901 году. Ещё никто и представить себе не мог голод Первой мировой войны и ужасы Гражданской. Тринадцать лет до одной войны, шестнадцать до другой — девочке хватило времени, чтобы взять от детства все радости, напитаться силами, которые позже поддерживали её при любом повороте истории.

Не умела даже пожарить яйца

Константин Бальмонт с дочерью Ниной после возвращения на родину в мае 1913 года

Родители готовили Нину к будущему, где она обнаружит в себе талант (скорее всего, литературный) и сможет его раскрыть. Может быть, даже станет известной! Никто не приучал её к низменному быту, а, когда Нина вздумала выйти замуж, отец в письме предостерегал её не раствориться в муже: «твоей внутренней священной самостоятельности ты отдавать не должна никому, ни в каком случае».

С будущим мужем, Львом Бруни, Нина познакомилась, когда ей было одиннадцать. Ему тогда было восемнадцать; он собирался стать художником, приехал в Париж учиться — такая была мода. Там и познакомился с Бальмонтами. Родители Нины были уверены, что перед ними — молодое дарование, и понимали, что пока его надо подкармливать. Так что Бруни приходил к Бальмонтам обедать. А отплачивал тем, что играл с маленькой, бойкой дочкой в позабытые было детские игры.


Е. И. Струковская, Е. А. Андреева-Бальмонт с дочерью Ниной, А. Н. Иванова с Аней Полиевктовой

Когда и Бальмонты, и Бруни вернулись в Россию, молодой художник по‑прежнему оставался желанным гостем в семье. Каждое лето он гостил на даче у родителей Нины. Однажды, приехав, только ахнул: Ниника вдруг вытянулась, расцвела девичьей красой. То была уже не совсем девочка, хотя, конечно, ещё и не взрослая девушка. Лев понял, что однажды на ней женится. И, конечно, женился.

Свадьбу сыграли довольно просто, по моде времени. Наутро Лев спросил, не приготовит ли Нина завтрак? Она охотно согласилась. Но чего хочет её любимый? Лев не стал искушать судьбу (или нагружать молодую жену) и попросил яичницу. Нина мигом достала яйца и… начала пальчиком расковыривать на одном из них скорлупу. Да, она никогда прежде в жизни не готовила даже яичницы! По счастью, молодой муж был куда самостоятельнее, так что долгое время к плите вставал именно он.

Весной двадцатого года родился первенец. Осенью, всё обсудив друг с другом, молодые решили, что Нина не должна губить свой музыкальный талант. Она пошла в консерваторию. Ребёнок, сын Ванечка, во многом был на Льве.

Лев Бруни

Все устремления семьи были — в искусстве, а приходилось учиться — выживать. Ели часто раз в день, в студенческой столовой, пшённую похлёбку. Дрова добывали, разбивая барки — которые разбивали и растаскивали, конечно, не только они. И всё равно дров было только подогреть воды. Комнаты не протапливались. Решено было съехать в деревню: там можно кур хотя бы держать.

Можно долго и страшно описывать, как выживали Бруни в деревне. Лев уезжал на заработки в город, Нина училась держать хозяйство. Растапливать печь, полоскать бельё на реке, ухаживать за птицей и скотиной. Всё это — вынашивая новых детей. Нежная кожа рук трескалась и чернела. Лев, возвращаясь с деньгами и покупками, сам очень уставший, болезненный, перехватывал детей, таскал вёдрами воду, не забывал целовать эти намозоленные, измученные женские руки…

Наконец, ему удалось найти постоянное место в Москве. На работе дали и жильё, и Лев привёз в него растущее своё семейство. Жизнь, казалось, налаживалась. У Льва и Нины родилось семеро детей. Двое умерли в детстве. Все семеро были детьми любви. Лев не уставал рисовать свою драгоценную Нину. Обожал её за всё: за её жертвы, за свои жертвы, за весёлый нрав, за огромную силу духа, за общих детей. Тот редкий случай, когда мужчина не принимает всё, что сделает ему женщина, за должное.

Солнечный дом

Нина Бальмонт. 1920 г

Растворяться в быте полностью для Нины было не просто загубить свой талант — полностью умереть. Когда посторонние удивлялись, как она, со своей трудной жизнью, берёт на себя ещё и устройство встреч — талантливых, иногда уже знаменитых, в любом случае интересных людей — у себя дома, они одного не понимали. Только жизнь духовная, только эти разговоры, совместные мечты и споры давали Нине силы для приземлённого, тяжёлого труда.

Сначала все эти талантливые гости вращались, казалось, вокруг набирающего известность художника Бруни. Но, когда Нина овдовела (так рано — в сорок семь лет), творческое кипение в её доме не прекратилось, и центр притяжения стал очевиден даже самым слепым. Кого только не видел этот дом… Асю Цветаеву, Бориса Пастернака, Самуила Маршака, Генриха Нейгауза и многих других.

А ведь к моменту смерти Льва Нина потеряла уже и многих детей. Андрюша умер в два года от дифтерита. Наташа в четыре года — от скарлатины. Лаврентий в семнадцать сбежал на фронт, прошёл множество боёв и после одного из них умер от ран — в девятнадцать. Умер уже и обожаемый папа, поэт Константин Бальмонт — в самом начале войны, в приюте для русских стариков. А в доме у Нины каждого встречала ясная погода и солнечная улыбка. Как бы ни было тяжело на душе, но стоило посетить дом Нины Бруни — и у любой из звёзд хватало кислорода гореть дальше. Здесь не было гонимых. Здесь были жданые и званые.

Лев Бруни. «Портрет Нины Константиновны Бальмонт-Бруни, жены художника». Вторая половина 1920

В конце семидесятых случилось несчастье. Возвращаясь из церкви, Нина Константиновна попала под автобус. Ей ампутировали ногу. Все родственники были в ужасе. Внук Нины Лев, живущий в Швеции. Нину Константиновну отправили к нему — делать протез. Но на протез были нужны деньги. Лев нашёл вторую работу, а его бабушка взялась печь и продавать пирожки. Договорились с одним рестораном. Нина Константиновна сидела у окна с пирожками и надписью: «Русская старуха собирает на протез». И — собрали.

После этого Нина Константиновна жила ещё долго. Умерла в Перестройку, в день, когда рухнула Берлинская стена. И горевали о ней многие. И многие над могилой — благодарили. Её было за что.


…Мне открылось, что времени нет,
Что недвижны узоры планет,
Что бессмертие к смерти ведет,
Что за смертью бессмертие ждет.

Константин Бальмонт известный поэт символист, один из самых лучших представителей русской поэзии Серебряного века. Родился Константин Дмитриевич в 1867 году в дворянской семье. Предками по отцу у него были шотландские моряки. Мать Вера Николаевна Лебедева происходила из генеральской семьи, в которой любили литературу. Вера Николаевна устраивала литературные вечера, любительские спектакли, а так же размещала свои произведения в местной печати. Именно мать оказала огромное влияние на формирование личности поэта.
Но мне бы хотелось поразмышлять любовных историях Бальмонта. Всем, конечно известно, что творческая личность немного с левой резьбой в голове. Для того, чтобы творить подобным людям необходим выход их безумной энергии. Кто-то из великих идёт воевать, а кто-то, подобно Бальмонту ищет вдохновения в страсти. Им, как воздух необходимо чувство постоянной влюблённости.
Женился Константин Дмитриевич в 22 года на дочери фабриканта Ларисе Горелиной. Женитьба рассорила Бальмонта с родителями и лишила молодоженов финансовой поддержки. Семейная жизнь сразу не заладилась из-за постоянной нехватки средств, а так же из-за трагедии с детьми (первый ребёнок умер, второй Николай страдал нервным расстройством). Порывистая натура поэта не выдержала испытаний и он решил покончить собой прыгнув из окна третьего этажа. К счастью, он выжил, но травмы были столь ужасны, что Константин был вынужден провести в постели целый год. Вынужденное заточение в четырёх стенах было весьма плодотворно в творческом плане и заставило поэта переосмыслить свою жизнь. Вот что он писал в автобиографическом рассказе: " В долгий год, когда я, лёжа в постели, уже не чаял, что когда-нибудь встану, я научился от предугаданного чириканья воробьёв за окном, и от лунных лучей, проходивших через окно в мою комнату, и от всех шагов, достигавших до моего слуха, великой сказке жизни, понял святую неприкосновенность жизни. И когда наконец я встал, душа моя стала вольной, как ветер в поле, никто уже не был над нею властен, кроме творческой мечты, а творчество расцвело буйным цветом..." Поэт выздоровел, но хромота осталась на всю жизнь. Вскоре поэт расторг брак с опостылевшей супругой. По решению суда после развода Горелиной позволялось вступить в брак, а Бальмонту навсегда запрещалось жениться. Но романтическая натура поэта жаждала любви и она появилась в его жизни в лице Екатерины Алексеевны Андреевой (родственницы издателей Собашниковых). И хоть девушка была безответно влюблена в известного адвоката А. Урусова и не отвечала Бальмонту взаимностью, со временем узнав поближе Константина Дмитриевичем прониклась к нему добрыми чувствами. В 1896 году молодые люди поженились, а чтобы обойти судебное решение на запрет нового брака, Бальмонт совершил подлог, предоставив старый документ, в котором он числился неженатым. Супруги сразу же отправились путешествовать по Европе. Годы проведённые за границей были весьма плодотворны в творческом плане.
В 1901 году поэт принял участие в массовых студенческих демонстрациях, а так же написал стихотворение "Маленький султан", в котором критиковал царский режим.

То было в Турции, где совесть - вещь пустая. Там царствует кулак, нагайка, ятаган, Два-три нуля, четыре негодяя И глупый маленький султан. Во имя вольности, и веры, и науки Там как-то собрались ревнители идей. Но сильны волею разнузданных страстей, На них нахлынули толпой башибузуки. Они рассеялись. И вот их больше нет. И тайно собрались избранники с поэтом: "Как выйти, - говорят, - из этих темных бед? Ответствуй, о поэт, не поскупись советом". И тот собравшимся, подумав, так сказал: "Кто хочет говорить, пусть дух в нем словом дышит, А если кто не глух, пускай он слово слышит, А если нет, - кинжал". Поэта выслали из столицы на три года. Затем грянула революция 1905 года, которой поэт увлёкся, как эстет. Он напечатал ряд революционных стихотворений ("Песни мстителя", "Стихотворение"), но вскоре политика ему наскучила и он отправился путешествовать. Надо отметить, что за его стихи в Россию ему был закрыт въезд (амнистию Бальмонт получил только в 1913 году).
Но вернемся к любовным историям нашего героя. В Париже, в начале XX века Константин Дмитриевич, уже известный литератор, познакомился с генеральской дочерью Еленой Константиновной Цветковской, которая училась на математическом факультете Сорбонны. Девушка была страстной поклонницей поэта. Вскоре Бальмонт запутался в своих семейных отношениях. Он то жил с женой и дочерью, то отправлялся путешествовать с Цветковской. В 1907 году Елена родила поэту дочь Мирру. Девочку назвали в честь одной из возлюбленных поэта Мирры Лохвицкой. Представляете, как Елена Цветковская любила поэта, что даже согласилась назвать дочь именем бывшей любовницы! Ну, а творческая личность Бальмонта вновь страдала. Жену он оставлять не хотел, но и без Елены больше не мыслил своей жизни и поэтому опять поступил, как трус решив выброситься из окна. Однако, судьба в который раз хранила его. Поправившись поэт стал жить с Цветковской в Петербурге (до 1917 года), а к Андреевой иногда приезжал в гости.
После революции поэт с Еленой и дочерью эмигрировали во Францию. Стареющий ловелас остался верен себе, в 1919 году в Париже он познакомился с баронессой Дагмар Шаховской (обрусевшей эстонкой). Влюблённая баронесса родила Бальмонту двух детей. Но на это раз поэт не решился бросить семью и встречался с Дагмар и детьми лишь изредка, зато часто писал и в каждом письме признавался в любви.
Последние самые трудные годы с Константином Дмитриевичем провела преданная Цветковская, единственная, кто его по настоящему любил. Умер Поэт Серебрянного века в 1942 году в эмигрантском приюте под Парижем. Верная Елена Константиновна пережила любимого всего лишь на один год.
Слова любви всегда бессвязны, Они дрожат, они алмазны, Как в час предутренний — звезда; Они журчат, как ключ в пустыне, С начала мира и доныне, И будут первыми всегда; Всегда дробясь, повсюду цельны, Как свет, как воздух, беспредельны, Легки, как всплески в тростниках, Как взмахи птицы опьяненной, С другою птицею сплетенной В летучем беге, в облаках.
Бальмонт и Цветковская. Екатерина Андреева- Бальмонт.

сайт уже сообщал, что 15 марта в книжном магазине «Амиталь», на Ф.Энгельса, 52, в 14.00 будет проходить книги «Бальмонт», авторы которой - доктор филологических наук, профессор, специалист по поэзии Серебряного века Наталья Молчанова и ее покойный муж, доктор филологический наук, профессор, заслуженный деятель науки Павел Куприяновский. Книга, вышедшая в серии «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия», - результат многолетнего труда супругов, собиравших сведения о Константине Бальмонте буквально по крупицам. Бальмонт был одним из самых известных русских поэтов-символистов, но он остается малоизученным творцом русской поэзии. Журналист сайт встретился с Натальей Молчановой и поговорил о многочисленных мифах, которыми обросло имя поэта.

Два литературоведа

Наталья Молчанова родилась в городе Энгельс Саратовской области. Но Воронеж она считает своей родиной: сюда она приехала шестимесячной девочкой и прожила 30 лет. Окончила филфак ВГУ, уже тогда, в 1972-1973 годы, занималась исследованием творческого наследия полузапрещенных русских символистов. Потом поступила в аспирантуру Ивановского госуниверситета, на кафедру теории литературы и русской литературы XX века, которой заведовал известный литературовед Павел Куприяновский.

Я и подумать не могла, что это мой будущий муж, вспоминает Наталья Александровна. Я уехала в Иваново, надеясь на то, что Воронеж я покинула на три года, а получилось, что на 22.

Наталья Александровна и Павел Вячеславович решили пожениться. Иваново надолго стал ее второй родиной. Долгие годы супруги собирали материал о жизни и творчестве Константина Бальмонта. Задумали писать книгу и поделили материал: Павел Куприяновский собирал всю информацию о жизни поэта, перекопал два десятка архивов. Наталья Молчанова занималась литературоведческой частью — разбором 35 поэтических сборников поэта.

В итоге собранного материала хватило на три научных монографии. В 2002 году Павел Куприяновский умер. Он успел подержать в руках их первую книгу о Бальмонте, которая вышла в Иваново в 2001 году. После смерти мужа Наталья Александровна перебралась в Воронеж и продолжала выпускать книги о поэте, своим соавтором часто указывала мужа. В основу последней книги «Бальмонт», выпущенной в серии ЖЗЛ, положен сильно переработанный текст монографии «”Поэт с утренней душой”: Жизнь, творчество, судьба Константина Бальмонта», изданной в Москве в 2003 году.

Кроме того, Наталья Александровна выпустила три эмигрантских поэтических сборника поэта, которые в нашей стране не переиздавались: «Марево», «Мое-Ей. Россия», последнюю прижизненную книгу Бальмонта «Светослужение» (стихи 1936-1937 годов).

БАльмонт или БальмОнт?

Наталья Александровна, имя Бальмонта обросло мифами и легендами. В книге, как я понимаю, Вы как раз хотели многие из них развеять?

Действительно, о поэте было довольно много мифологизированных представлений. Кстати, мифы о себе поэты творили сами - такова была эпоха. К примеру, Бальмонт сам сочинил себе родословную. Вообще-то изначально его фамилия была Баламут. Эта история есть в воспоминаниях его второй жены, Екатерины Алексеевны Андреевой. Фамилия прадеда поэта была Баламут. А дед, когда записывался на военную службу, посчитал эту фамилию неблагозвучной и переделал ее на Бальмонт, с ударением на первом слоге. И вообще все шесть братьев Константина Дмитриевича носили фамилию Бальмонт. Ударение было на первый слог. Сейчас объявилось много его родственников, все они ставят ударение на первый слог. Но сам поэт из-за каприза его первой жены, Ларисы Гарелиной, переставил ударение на второй слог. И стал на французский лад БальмОнтом.

Правда, к старости в 1937 году он признался своему последнему издателю В.В. Обольянинову, что правильнее ставить ударение на первый слог. Однако в истории русской литературы поэт навсегда остался БальмОнтом, будучи зарифмованным с таким ударением в множестве стихотворных текстах современников. Можно сказать, что Бальмонт - это была его фамилия, а БальмОнт - литературный псевдоним.

Он говорил о каких-то скандинавских корнях…

Да, в книге «В раздвинутой дали» он искал корни своей фамилии в скандинавской мифологии. Он много чего придумывал не только по отцовской линии, но и по материнской. Его матерью была Вера Николаевна Лебедева, корни которой тянулись от ярославских помещиков. Но он и здесь сочинил себе родословную - якобы по материнской линии он происходит от татаро-монгольского князя Белый Лебедь Золотой Орды. И отсюда его страстность, необузданность, увлечение женщинами и прочее. Он даже напишет поэму - «Белый лебедь», посвященную своему легендарному предку.

А какие еще мифы о поэте Вы хотели развеять в своей книге?

Я хотела развеять другие мифы. Все помнят о том, как он в шляпе и пальто залез в озеро, чтобы увидеть блики луны, как загнал всех друзей под стол, чтобы читать стихи. Но редко вспоминают, что именно Бальмонт заложил основы языка новой поэзии. При этом из всех поэтов-символистов Бальмонту очень не повезло - он менее всего изученный и хуже всех изданный. Отсюда - искаженные, стереотипные представления о его лирике. В представлении литературоведов он остался как поэт необыкновенно музыкальный, яркий, но неглубокий. Долгое время господствовало мнение о том, что Бальмонт, который, по словам Брюсова, «десятилетие безраздельно царил в русской поэзии» (имеются в виду с 1895 по 1905 годы), потом начал деградировать, «кружиться» в одной и той же орбите. А умер он в 1942 году. Получается, он 38 лет перепевал самого себя? Это заблуждение, основанное на том, что книги поэта 1910-х годов и эмигрантские сборники у нас никогда не переиздавались. А ведь он опубликовал 35 книг стихов, 20 книг прозы и огромное количество переводов: переводил на русский Эдгара По, Шарля Бодлера, Кальдерона, Калидаса, Шелли. Но тогда, когда я начинала писать о Бальмонте, общедоступными были только его избранные стихи. Мне приходилось работать с прижизненными изданиями, в частности, с десятитомником издательства «Скорпион». Выяснилось, что Бальмонт очень существенно менялся, соприкоснулся даже с постсимволистскими явлениями в русской поэзии.

А долго ли стихи поэта не переиздавались?

В 1930-е годы по разрешению Сталина был издан перевод Бальмонта поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Название поэт перевел как «Носящий барсову шкуру». Это была последняя книга Бальмонта, изданная в России. А вообще в нашей стране Бальмонт не переиздавался вплоть до 1969 года. Несколько поколений знало поэта как белого эмигранта, врага советской власти. В 1969 году вышло издание стихотворений поэта в Большой серии Библиотеки поэта под редакцией В.Н. Орлова. Потом в 1980е годы появилась книга «Избранное» со вступительной статьей Л. Озерова. Эти книги были редкостью, и с трудом добывались. А в 1990-е годы хлынул поток возвращенной литературы. Появилось огромное количество избранных стихов, ориентированных на широкий круг читателя, недавно выпущен даже семитомник Бальмонта, содержащий в себе много ошибок. И все же вопрос о сколько-нибудь научном издании поэта остается открытым.

Самый активный родственник поэта - бывший мэр Шуи

Вы поддерживаете связь с родственниками поэта. Кто эти люди?

Родственников у поэта много, больше 20-ти. Раньше связывать свою родословную с Бальмонтом было не престижно, а теперь - наоборот. Сейчас они объединились, нашли свою родню в разных городах России и за рубежом. И каждый год приезжают участвовать в культурных мероприятиях, приуроченных ко Дню рождения и других памятных дат, в Шуе.

От первой жены, Ларисы Михайловны Гарелиной у поэта был сын Николай, талантливый музыкант, который в 20 с лишним лет он умер от психической болезни. А когда этот брак был накануне распада, что даже привело поэта к попытке самоубийства, родилась девочка Аня, которую он записал на себя, поскольку она родилась в браке с Гарелиной. В это время у поэта уже начинался роман с Екатериной Андреевой. Покойная Нина Константиновна, дочь от второго брака, называла Аню «моя фальшивая сестра». Разойдясь с Бальмонтом, Лариса Гарелина вышла замуж за историка Николая Энгельгардта, и он ее узаконил, признал своей дочерью. Она стала второй женой Николая Гумилева. Ей он посвятил книгу «Огненный столп».

Вторая жена поэта - Екатерина Алексеевна - из всех жен была наиболее уравновешенной. У них была единственная дочь, Нина Константиновна, которая 16-ти лет вышла замуж за ставшего потом очень известным художником Льва Бруни. Нина Константиновна сделала много для увековечения памяти отца. Она собирала хранила все архивные материалы. У Нины Константиновны было пятеро детей, в живых остались трое. В Москве живет внук поэта, геофизик Василий Львович Бруни.

Третьей женщиной Бальмонта была Елена Цветковская, которой было суждено стать гражданской женой. Жениться на ней он уже не мог. Тем не менее, Цветковская была ему бесконечно предана, она уехала с ним в эмиграцию, была с ним до самой смерти. У них родилась дочь Мирра, которая дважды выходила замуж, по этой линии есть внучка и правнуки. Это французские родственники поэта. Сейчас шуяне пытаются вернуть прах поэта из Франции на родину, но я не разделяю их мечту. Ведь рядом с поэтом похоронена Елена Цветковская, там же тайно похоронен один из умерших детей Мирры.

Еще одной женщиной Бальмонта была Дагмар Шаховская, с которой у него был роман почти до самой смерти. Эта отчаянная женщина родила ему двоих детей, Жоржа и Светлану. Светлана Константиновна до сих пор жива, по мужу она мадам Шейлз. Она знала, что ее отец - русский поэт, бережно хранила его письма к матери, которые совсем недавно изданы американским ученым Робертом Бёрдом. У меня есть несколько писем Светланы Константиновны. В них - очень грустные воспоминания о ее отце. Ее брат Жорж - пропал без вести. Видимо, погиб во время Второй мировой войны.

Все это - прямые родственники. Но у него ведь было шесть братьев, и от братьев были дети. Наиболее активны два родственника. Первый - Михаил Юрьевич Бальмонт, который приходится правнучатым племянником брата Константина Дмитриевича, Александра. Он был мэром Шуи, сейчас это серьезный бизнесмен. Мы с ним поддерживаем самые добрые отношения. Он ведет очень активную работу. Благодаря его усилиям, а также энергичной деятельности московских родственников, в декабре, в Москве, в Спасо-Николовском переулке, в районе Арбата, на доме, где поэт жил последние годы жизни перед эмиграцией, поставили мемориальную доску.

Вторая родственница - внучатая племянница, Татьяна Владимировна Петрова-Бальмонт, по профессии химик, живущая в Москве. Она нашла много новых архивных материалов, в частности, переводов Бальмонта.

«Революционер я или нет»

В книге «Бальмонт» отдельная глава посвящена революционным взглядам поэта. Бальмонт приветствовал Февральскую революцию. В нем с юности жило чувство социальной справедливости, необходимости помощи социально обездоленным людям. В 1901 году он прочитает в Московском университете стихотворение «Маленький султан»:

То было в Турции, где совесть - вещь пустая.

Там царствует кулак, нагайка, ятаган,

Два-три нуля, четыре негодяя

И глупый маленький султан.

После этого стихотворения последовала высылка с запрещением проживать в университетских городах, - рассказывает Наталья Молчанова. - Он уехал в Париж. В 1905 году поэт выпустил книгу «Песни мстителя», где были строчки, адресованные непосредственно Николаю Второму (которых он впоследствии стыдился): «Кто начал царствовать Ходынкой, тот кончит, встав на эшафот». Потом по понятным причинам поэт не включал эту книгу в библиографические указатели. Да, он был вольнолюбивым человеком. То есть он не без основания считал себя старым революционером, но Октябрьскую революцию не принял. Революция для него стала воплощением террора и насилия. А еще он был против деления людей по классам. В книге «Революционер я или нет» Бальмонт отрекается от своих политических стихов и приходит к выстраданному выводу, что «не революцией, а эволюцией жив мир».

Однажды его арестовали и спросили: «К какой политической партии вы принадлежите?». Он с гордостью ответил: «Поэт». В книге «Где мой дом?» он писал: «Когда мне говорят, что той России, которую я любил, больше нет, я не могу с этим согласиться. Россия всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство, какое историческое бедствие или заблуждение в ней взяло верх».

«Бальмонт любил всех женщин»

В 1920 году поэт уехал из страны. Планировал поехать туда на полгода - быть рядом с заболевшей чахоткой Еленой Цветковской. Бальмонт рассчитывал вернуться, потому что в России осталась вторая жена Екатерина Андреева, дочь Нина (Ниника). Однако временный отъезд из России обернулся для поэта долгими годами эмиграции. Екатерину и их дочь он больше не увидит.

У поэта была своеобразная психология - он любил всех женщин, любил любовь, - рассказывает Наталья Молчанова . - Первая жена Лариса Гарелина была патологически ревнива к поэту, и во многом из-за этого они расстались. А Катю он любил до конца дней. Но когда в его жизнь вошла молодая, бесконечно преданная, готовая пожертвовать всем Елена Цветковская (забеременевшая от него), он решил, что раз он любит Катю и Елену и раз они обе любят его, и у обеих от него дочки, то они все могут жить вместе. Бальмонт писал Екатерине Алексеевне, как было бы славно им всем жить вместе, в любви и братско-сестринском согласии. Они пытались жить втроем, но ничего не получилось. Женщины такой вариант не приняли. Екатерина Алексеевна уступила свое место Елене Цветковской. После этого в своих воспоминаниях она писала, что никогда не встречала более искреннего человека, чем ее муж.

Ну, а когда он встретил Дагмар Шаховскую, в положении Кати оказалась уже Елена Цветковская. В его жизни было много женщин. Но всех их он называл сестрами. И разрывов с ними, драм в его жизни не было. Он легко переводил любовные отношения в дружеские. С Катей он переписывался, пока можно было. Ну а потом, в конце 30-х годов, этого сделать было уже нельзя.

Важно подчеркнуть, что наиболее сильные чувства к женщинам становились для Бальмонта импульсом к созданию прекрасных поэтических произведений.

Бальмонт был известен своим эпатажным поведением, дебошами…

Понимаете, поэты Серебряного века стерли границы между своей жизнью и искусством. В жизни они пытались играть роль своих лирических героев. Но ранний Бальмонт, 1890-х годов, был очень скромным человеком, и Ларисе не изменял. А в 1900-е годы, когда его накрыла слава, он изменился. Тут есть еще одно обстоятельство, о котором деликатно пишет Екатерина Алексеевна Андреева. О Бальмонте существует мнение как о буяне, распутнике, пьянице. Все дело в том, что он совершенно не выносил вина. Он был спокойным, скромным, уравновешенным человеком. Но даже маленькое количество алкоголя его приводило в неистовое состояние, и он об этом знал. Много лет спустя после расставания с мужем Е.А. Андреева написала в своих воспоминаниях:

«Откуда такое противоречие в суждениях о Бальмонте? - пишет она. - Я думаю, это происходило оттого, что в Бальмонте жило два человека. Один - настоящий, благородный, возвышенный, с детской нежной душой, доверчивый, правдивый. Другой - когда он выпьет вина, - полная его противоположность: грубый, способный на все самое безобразное. Бальмонт не выносил алкоголя ни в каком виде и ни в каком количестве. Это была его болезнь и его проклятие. Вино действовало на него как яд. Одна рюмка водки, например, могла изменить его до неузнаваемости».

Правда, что он умер в жуткой нищете?

Правда. Ему собирали деньги на лечение. Собственно, откуда деньгам было взяться? Мало того, что он сам не мог и зарабатывать, ему доставляла беспокойство дочь Мирра, которую назвали так в честь поэтессы Мирры Лохвицкой. Почти весь эмигрантский архив Бальмонта пропал. Но кое-что из архива удалось найти и даже опубликовать усилиями Ричарда Дэвиса, Жоржа Шерона, К.М. Азадовского и др.

Вы сказали, что в Москве в честь поэта установили мемориальную доску. А есть ли в России памятник поэту?

В нашей стране памятника Бальмонту нет, но его собираются поставить в Шуе. Памятник ему в 2011 году поставили в Вильнюсе. И, кстати, сделали это очень удачно. Дело в том, что в его поэзии есть несколько сквозных символических образов. Один из них, малоизученный, - древо жизни Иггдрасиль, и памятник как раз выполнен в форме древа. Есть у Бальмонта очень хорошая книга «Ясень. Видение Древа», которая никогда не переиздавалась, что я и мечтаю сделать в ближайшие годы.

Беседовала Анастасия Сарма

Больше всего на свете он любил цветы и женщин. «Все цветы красивы», - сказал он в одном своем стихотворении. И все женщины казались ему привлекательными. Больше всего он ценил в женщинах женственность, желание нравиться, кокетство и любовь к поэзии. «Он не оставался равнодушным ни к одному чувству, которое к нему проявляли, будь то обожание подростка или интерес пожилой женщины. Он ухаживал за десятилетней девочкой, дружил со многими старушками...» Он постоянно был влюблен то в одну, то в другую, то в нескольких сразу. «Любил любовь», - как он сам говорил о себе.


Дочь Нина признавалась: «Может, не совсем удобно об этом говорить, но общеизвестно, что отец имел колоссальный успех у женщин. Его постоянно окружало большое количество поклонниц и почитательниц». Большое количество - это еще мягко сказано. Своим фантастическим обаянием он влюблял в себя всех женщин. Он не был красавцем, альфа-самцом, но был, и внутри и снаружи, рыцарем, посвятившим себя бескорыстному служению Женщине и Любви. И женщины это чувствовали. И потому стремились во что бы то ни стало обратить на себя его внимание. И это им легко удавалось... Он даже уставал от стольких Любовей: «Я устал от чувств, - признавался он. - Если бы все мои Любови волею Бога превратились в сестер моих, любящих друг друга... я, вероятно, вздохнул бы с безмерным облегчением».

«Душа моя уже не бывает захвачена в вихрь каждой женской юбки, - жалуется Бальмонт в письме к Волошину. - Раньше я не мог пройти мимо женщины. Мне казалось необходимым создать какие-нибудь отношения, чтобы что-нибудь между нами было: намек, поцелуй, прикосновение, трепет...».

Л. М. Гарелина

Одной из самых драматических страниц жизни Константина Бальмонта стала история его взаимоотношений с первой женой, Ларисой Гарелиной. О личности, судьбе этой незаурядной женщины подробно рассказано на страницах книги П. В. Куприяновского и Н. А. Молчановой «Поэт Константин Бальмонт: Биография. Творчество. Судьба». Лариса Михайловна Гарелина — дочь иваново-вознесенского фабриканта, воспитывалась в Москве во французском пансионе Демушелей. Наделённая артистическим дарованием, она в юности не без успеха участвовала в любительских спектаклях в Иванове и Шуе. Авторы книги предполагают, что знакомство Бальмонта с Гарелиной произошло осенью 1888 года во время спектакля в шуйском театре, куда её пригласила мать поэта, Вера Николаевна. Лариса сразила Бальмонта своей боттичеллевой красотой. «Любовь завладела всем моим существом!» — восклицает поэт в письме к Гарелиной от 3 января 1889 года. А уже 10 февраля этого же года, в Покровской церкви в Иваново-Вознесенске, произошло их венчание. Родители Константина Дмитриевича противились этому браку. «Ты погубишь себя», — писал отец сыну. Мать и жена, по свидетельству Бальмонта, ненавидели друг друга. Очень скоро обнаружилось, что тревожное предчувствие не обмануло родителей. Этот брак для обоих супругов обернулся мучительной жизнью, демоническим, по словам поэта, и даже дьявольским ликом. В начале 1890 года, от менингита, прожив четыре недели, умерла девочка — их первый ребёнок. Второй ребенок, сын Николай — страдал психическим заболеванием. Жизнь осложнялась подозрительным, ревнивым отношением жены к мужу, её пристрастием к алкоголю. Угнетала бедность. В жизненных интересах не было общности. В отчаянии Бальмонт решил покончить жизнь самоубийством. 13 марта 1890 года он выбрасывается из окна третьего этажа московской гостиницы. К счастью, поэт не погиб. Впоследствии Бальмонт мифологизирует трагические события, связанные с его женитьбой на Ларисе Гарелиной. Стихи, рассказы («Воздушный путь», «Крик в ночи», «Белая невеста») создадут своеобразный макротекст, в центре которого предстанет герой-грешник, на какое-то время попавший в дьявольские сети, но, в конце концов, сумевший вырваться из них:

Мне стыдно плоскости печальных приключений,
Вселенной жаждал я, а мой вампирный гений
Был просто женщиной, познавшей лишь одно,
Красивой женщиной, привыкшей пить вино.
Она так медленно раскидывала сети,
Мы веселились с ней, мы были с ней как дети,
Пронизан солнцем был ласкающий туман,
И я на шее вдруг почувствовал аркан.
И пьянство дикое, чумной порок России,
С непобедимостью властительной стихии,
Меня низринуло с лазурной высоты
В провалы низости, тоски, и нищеты.

(«Лесной пожар»)

Как это ни парадоксально, Бальмонт всю жизнь оставался благодарен своему вампирному гению за тот опыт любовного страдания.

Вскоре после выздоровления, которое было лишь частичным — хромота осталась у Бальмонта на всю жизнь, — он расстался с Ларисой Гарелиной. Позже, исследователи предостерегали от излишней «демонизации» образа первой жены. Лариса Михайловна Гарелина, вторым браком была за журналистом, историком литературы Николаем Александровичем Энгельгардтом и мирно прожила с супругом много лет. От этого брака родилась дочь Анна, которая впоследствии стала 2-ой женой Николая Гумилёва.

Сложные и глубокие чувства связали Константина Бальмонта и поэтессу Мирру Лохвицкую. Любовь-наваждение, чувство которое поэт испытывал к Ларисе Гарелиной сменилось «любвовью-мгновением, длящейся века»:

Хороша эта женщина в майском закате,
Шелковистые пряди волос в ветерке,
И горенье желанья в цветах, в аромате,
И далекая песня гребца на реке.

Хороша эта дикая вольная воля;
Протянулась рука, прикоснулась рука,
И сковала двоих — на мгновенье, не боле, —
Та минута любви, что продлится века.

(«Минута»)

Мирра (Мария Александровна) Лохвицкая и Константин Бальмонт познакомились, предположительно, в Крыму в 1895 году. К этому времени, Мария Александровна уже состояла в браке с Евгением Эрнестовичем Жибером, инженером-строителем. В семье супругов Жибер было пять сыновей, последний из которых появился на свет осенью 1904 года. Мария Александровна, по единодушному признанию современников, была верной женой и добродетельной матерью.

Сближение Мирры Лохвицкой и Константина Бальмонта было предопределено общностью творческих принципов и представлений двух поэтов; вскоре «вспыхнула и искра взаимного чувства», реализовавшегося в поэтической переписке:

Мирра Лохвицкая

Лионель, певец луны,
Любит призрачные сны,
Зыбь болотного огня,
Трепет листьев и — меня.

Кроют мысли торжество
Строки легкие его,
Нежат слух, и дышит в них
Запах лилий водяных.

Лионель, мой милый брат,
Любит меркнущий закат,
Ловит бледные следы
Пролетающей звезды.

Жадно пьет его душа
Тихий шорох камыш
Крики чаек, плеск волны,
Вздохи «вольной тишины»,

Лионель, любимец мой,
Днем бесстрастный и немой,
Оживает в мгле ночной
С лунным светом и — со мной.

И когда я запою,
Он забудет грусть свою,
И прижмет к устам свирель
Мой певец, мой Лионель.

(«Лионель», 1896 - 1898)

В августе 1905 года, в возрасте 35 лет Мирра Лохвицкая скончалась. Бальмонт, посвятивший ей лучший свой сборник «Будем как солнце» (1903), не выказал никакого участия к поэтессе на протяжении всей ее предсмертной болезни, и на похоронах не присутствовал, но судя по всему, он тяжело переживал смерть возлюбленной:

О, какая тоска, что в предсмертной тиши
Я не слышал дыханья певучей души,
Что я не был с тобой, что я не был с тобой,
Что одна ты ушла в океан голубой…

(«На смерть М. А. Лохвицкой»)

Свою дочь, родившуюся в декабре 1907 года, от гражданской супруги Елены Константиновны Цветковской, в память о Лохвицкой поэт назвал Миррой. Спустя двадцать лет после смерти Марии Александровны, Константин Дмитриевич признался: «Светлые следы моего чувства к ней (Мирре) и её чувства ко мне ярко отразились в моём творчестве и в её».

Екатерина Алексеевна Андреева-Бальмонт

Вторая жена поэта, Екатерина Алексеевна Андреева-Бальмонт — родственница известных московских издателей Сабашниковым, происходила из богатой купеческой семьи (Андреевым принадлежали лавки колониальных товаров) и отличалась редкой образованностью. Современники отмечали и внешнюю привлекательность этой высокой и стройной молодой женщины «с прекрасными чёрными глазами». С Екатериной Алексеевной Константина Бальмонта объединяла общность литературных интересов; супруги осуществили немало совместных переводов, в частности, Герхарда Гауптмана и Одда Нансена. В 1901 году в семье родилась дочь Ниника - Нина, которой он посвятил все свои фейены сказки.

Е. К. Цветковская

Третья и последняя его жена, Елена Цветковская (Бальмонт звал ее «моя Элэна»), на некоторое время сумела вернуть ему иллюзию прежних счастливых лет. Это была необычная женщина: «Для нее не было больше счастья, как быть с ним, слушать его. Она следовала за ним всюду как тень, исполняя его желания, прихоти, всего его «хочу», в каком бы состоянии он ни был. Сопровождала его в его блужданиях днем и ночью. Сидела с ним в кафе, пила с ним то, что он пил...» Андреева приводит печальную историю о том, как юная наследница ее супружеского ложа, простуженная, в одном платьице (выскочила за Бальмонтом из дому в чем была), «примерзла к скамейке на бульваре в Париже, где ему вздумалось сидеть очень долго ночью, и, вставая, содрала вместе с платьем кожу».

Ну что ж, особенному мужчине Бог посылает в жены особенную женщину. Любопытно, что тягу к «нестандартным» поступкам унаследовала и их дочь - Мирра. Тэффи вспоминала, как однажды в детстве Мирра разделась догола и залезла под стол - «и никакими уговорами нельзя было ее оттуда вытащить. Родители решили, что это, вероятно, какая-то болезнь, и позвали доктора. Доктор, внимательно посмотрев на Елену, спросил:
- Вы, очевидно, ее мать?
- Да.
Еще внимательнее на Бальмонта.
- А вы отец?
- М-м-мда.
Доктор развел руками.
- Ну так чего же вы от нее хотите?»

«Я не хочу, чтобы меня через триста лет читали. Я хочу, чтобы меня любили», - сказал Петрарка. Знаменитый поэт знал: не присутствие в словарях и школьных хрестоматиях дарит бессмертие. Что мертвому бессмертие? Человеку нужна любовь. Все стихи Бальмонта, как майские цветы, наполненные медом, благоухают любовью.

«Жизнь коротка, - писал в конце жизни Константин Дмитриевич, - и счастлив тот, кто с первого дня знал, что ему нужно и куда его влечет. Я не принадлежу к этим счастливцам... Моя душа не там, где гремит вечный Океан, а там, где еле слышно журчит лесной ручеек. Моя душа там, где серая, однообразная природа, где вьются снежинки, где плачут, тоскуют и радуются каждому солнечному лучу. Не в торжестве, не в гордости блаженства вижу я высшую красоту, а в бледных красках зимнего пейзажа, в тихой грусти о том, что не вернуть. Да и стыдно было бы торжествовать, в то время как целые страны умирают под склепом сумрачного неба, в то время как утро тебе приносит цветы, а другим - звуки холодного ветра».

Кто-то сказал, что поэзия - это «то, что остается в нас после того, когда забыты слова». Что остается нам после Бальмонта? Что-то очень светлое и приятное, как мимолетное воспоминание о чем-то далеком и счастливом. Некая необъяснимая радость, будто в темной душной комнате отдернули шторы и отворили окна, впустив в нее яркий солнечный свет и звонкое чириканье воробьев, купающихся в весенней луже. Необычайно красочно написал об этом Андрей Белый: «Бальмонт - последний русский великан чистой поэзии... Луч заходящего солнца, упав на гладкую поверхность зеркала, золотит его бездной блеска. И потом, уплывая за солнцем, гасит блеск. Когда погаснет источник блеска, как долго мы будем любоваться этими строчками, пронизанными светом. Беззакатные строчки напомнят нам закатившееся солнце, осени первоначальной короткую, золотую пору. Бальмонт - залетная комета. Она повисла в лазури над сумраком, точно рубиновое ожерелье. И потом сотнями красных слез пролилась над заснувшей землею. Бальмонт - заемная роскошь кометных багрянцев на изысканно-нежных пятнах пунцового мака. Сладкий аромат розовеющих шапочек клевера, вернувших нам память о детстве. Снопы солнечного золота растопили льды, и вот оборвался с вершины утеса звенящий ручей».

Бальмонт – это поэт. (с) Марина Цветаева


За этой простой, фразой – фразой, казалось бы, ни о чём, поэтесса сделала объяснение, которое расставило всё на свои места.

Бальмонт и Серебряный век

Дело в том, что поэзия, как впрочем, и всё , не только обнажило конкретную часть нашей жизни и открыло новые истины, но также и выдвинуло на сцену жизни великое множество гениальных личностей.


И каждая личность была весьма и многосторонне развитой. Достоинствами богемы того времени были высочайший уровень образования, знание множества языков, как живых, так и мертвых, способность к блестящим переводам первоисточников, глубочайшие познания в истории и географии – все то, чем, к сожалению, современный школьник и студент похвастается едва ли.

Но, при этом, в связи с мощным развитием точных наук, были очень популярны знания в математике, физике, химии. Ценилось умение составлять различные ребусы и задачи. Любители биологии хвастались друг перед другом наборами экзотических гербариев и коллекцией жуков и бабочек со всех уголков планеты.

Богеме интересно было всё. Страсть к знаниям была колоссальной. В это время организовывались разнообразнейшие кружки и часто далеко не революционные и не террористические, хотя, и таких было полным-полно, поскольку рабский труд рабочих по шестнадцать часов и крестьяне, вымирающие целыми деревнями в неурожайные годы, были для таких кружков весьма благодатной почвой.

Метания пытливого разума юноши или девушки между творческими и революционными кружками было тогда в порядке вещей.

Так вот Константин Бальмонт был именно такой разносторонне развитой и ищущей себя личностью.

Поэт и революция

Полиглот (знал пятнадцать языков, знал блестяще), поэт, писатель, переводчик, путешественник (совершил несколько кругосветных путешествий), прекрасный лектор – обладая харизмой оратора, читал лекции по всему миру, а во время революции 1905 года своими речами вдохновлял восставших на подвиги и строил вместе с ними баррикады.

И этот удивительный человек даже не получил высшего образования, потому, что в 1887 году был отчислен из московского университета за участие в студенческих волнениях. Заметим, что в этот же год и по этой же причине, только из казанского университета, был отчислен В.И. Ульянов (Ленин).

В дальнейшем, страсть к живому слову вытеснила из сердца Константина Бальмонта страсть революционную, хотя он и считал себя всю жизнь революционером.

И, Марина Цветаева, давая определение этой яркой личности, звезде своего времени, попала в десятку. Он был, есть и будет, прежде всего, Поэт. Почему? Да потому, что ни одно из его вышеперечисленных достоинств не затмит его поэтического вклада в общемировую цивилизацию.

Достаточно сказать, что на рубеже веков Бальмонта знали и цитировали не только на различных встречах и вечерах высшего общества двух столиц Российской империи. В самой далекой окраине, в деревнях и селах, в усадьбах и казармах, в ресторанах и трактирах необъятной страны звучали его стихи, поскольку провести любой вечер, любую встречу без стихов Константина Бальмонта считалось просто неприлично. Даже, признаваться в любви, было принято стихами или фразами из Бальмонта.

Вот начальные строки трех его лирических стихотворений. Правда, они и сейчас ласкают слух?

Беладонна

Счастье души утомленной
— Только в одном:
Быть как цветок полусонный
В блеске и шуме дневном,
Внутренним светом светиться,
Все позабыть и забыться,
Тихо, но жадно упиться
Тающим сном.

Беатриче

Сонет

Я полюбил тебя, лишь увидал впервые.
Я помню, шел кругом ничтожный разговор,
Молчала только ты, и речи огневые,
Безмолвные слова мне посылал твой взор.

Весна — весна

«Мой милый! - ты сказала мне.
Зачем в душевной глубине
Ты будишь бурные желанья?
Всё, что в тебе, влечет меня.
И вот в душе моей, звеня,
Растет, растет очарованье!»

Отчаянная молодость

А начиналось всё не так бравурно и ярко. Когда десятилетний Костя прочитал маме, Вере Николаевне, свое первое стихотворение, то в ответ он получил такую порцию ядовитой критики, что на несколько лет желание что-либо писать у него отбилось напрочь.

Видимо и вправду поэт – натура ранимая. Однако, попытки писать стихи все же были возобновлены, и в 1885 году в столичном журнале «Живописное обозрение» были напечатаны его первые детища.

Но, когда в 1890 году двадцатитрехлетний Бальмонт выпустил свой первый сборник, то не нашел в обществе никакого отклика, никакого интереса. Раздосадованный Костя скупил весь тираж и в сердцах сжёг его.

Женился, да неудачно. Мало того, что его первая жена была старше и категорически не понравилась матери поэта, она еще и ревновала его, как сказали бы позже, «к каждому столбу», занимаясь вдобавок рукоприкладством.

К счастью поэт выжил, но, к сожалению, стал инвалидом.

Казалось бы, положение не завидное – хромота, плохо работающая рука, изуродованное лицо. Кроме того, год был проведен на больничной койке.

Конечно, жить супруги вместе не стали.

Встал вопрос о разводе. Однако, еще несколько лет они встречались и эти встречи были настолько серьёзными, что Лариса Михайловна родила Константину Дмитриевичу двоих детей. К сожалению, один ребенок умер в младенчестве, а у второго обнаружилась серьезное нервное заболевание, которое присутствовало в роду у Бальмонтов.

Однако, после этого падения с третьего этажа и произошло чудо.

Озарение, расцвет, поэзия чувств

Расцвет поэтического дара Бальмонта пришелся на этот больничный и послебольничный период его биографии. Именно здесь, на больничной койке и после, в течение нескольких лет, шло его чудесное преображение в великого поэта Серебряного века.

В 1894 году вышел сборник стихов «Под Северным небом», где и было напечатано знаменитое своей скандальностью стихотворение «Челн томления» со словами:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн…

Вот с этих слов всё и началось. Сколько же появилось критических статей и живых высказываний на всяческих собраниях в поэтических салонах – несть им числа…

Особенно, набрасывались на последнюю строку: «Чуждый чарам черный челн».

Стихотворение начали ехидно цитировать и разбирать «по косточкам» в ведущих литературных газетах и журналах. Студенты, которые через несколько лет будут рукоплескать поэту, объявили Бальмонта «пустоцветом от поэзии».

Появились вопросы: «А кто это мог написать такую дичь?». «Бальмонт? А кто это Бальмонт? Так давайте же на него посмотрим живьем»…

Так, Константина Дмитриевича, сначала, как оскандалившегося поэта, начали приглашать в те самые салоны, где только что его критиковали. Постепенно, он стал нравиться, особенно его любовная лирика.

Ведь поэзия – это не только грусть, печаль и тоска. Поэзия – это, прежде всего, любовь. А поэту, чтобы писать о любви, просто необходимо и самому встать на этот путь, иначе не будет вдохновения и не будет стихов, либо, стихи будут, но они не будут зажигать души слушателей. Поэту нужна Муза…

Поэзия — это, прежде всего, любовь…

Разве можно представить поэта без Музы, дающей ему тот самый импульс, который в дальнейшем и реализуется через стихи, поэмы и баллады!

Так литературные салоны невольно стали поставщиками Муз для молодого поэта.

О Музах поэта и пойдет дальнейшее повествование.

Будучи ребенком и юношей весьма застенчивым и сдержанным, здесь поэт начал «раскрепощаться».

По мере движения Бальмонта по литературным салонам, стали образовываться, так называемые, «бальмонтовцы» — почитатели и почитательницы его таланта, соревнующиеся между собой, кто лучше читает и кто больше знает стихов Константина Дмитриевича. Его популярность росла и росла.

И поэт, то ли сознательно, то ли не выдержав испытания «медными трубами», стал вести себя подобно Богу Зевсу на поэтическом Олимпе.

По воспоминаниям известной светской львицы того времени, поэтессы, переводчицы и владелицы поэтического салона Нины Петровской, он сначала признавался в своих чувствах опешившей почитательнице и требовал свидания.

Затем, находясь в приватной обстановке, просил принести коньяк – напиток поэтов-символистов, зашторить окна и непременно встать на колени, чтобы слушать его стихи. В процессе чтения стихов, бутылка опорожнялась до дна, ну а дальше, как пойдет…

Однако, несмотря на обилие Муз, поэт в 1895 году, в Крыму, знакомится со своей будущей второй женой – Екатериной Алексеевной Андреевой – дочерью богатого московского купца, на руку которой, к тому времени, уже имелись два состоятельных претендента. Стоит отметить, что Господь не обделил эту девушку красотой, умом и трудолюбием одновременно.

А Константин Дмитриевич, потеряв голову от чувств, уже мчался за ней в Швейцарию, где юная Катя отдыхала с семьей. Там они уже тайно целуются, не смотря на близкое присутствие матери Екатерины Алексеевны, которая «на дух не переносила» этого молодого выскочку от поэзии и «любопытной лисы, наблюдающей за ними из кустов».

И все же после страстных ухаживаний, подобных штурму неприступной крепости, Екатерина Андреева окончательно сдалась и молодые в 1896 году поженились. Поженились, не смотря на активные протесты тещи и подделанное свидетельство жениха о том, что он никогда не был до этого женат.

После было свадебное путешествие по Европе, где супруги не только отдыхали, но и работали над переводами книг таких мастеров пера, как О. Уайльд, Э. По, К. Гамсун, Г. Ибсен и других. Работа была столь плодотворна и столь оказалась востребована, что по возвращении в Россию была принята в тираж немедленно. Гонорар же за работу был таков, что окупил все затраты на само путешествие и позволил долго еще чете Бальмонтов обходиться без дополнительного заработка.

Екатерина Алексеевна превратила дом в уютное гнездышко. В доме все блестело чистотой, простыни всегда накрахмалены, обеды строго по расписанию. Ну что же еще мог пожелать Константин Дмитриевич, имея такую чудо-жену?

К тому же в 1900 году у них родилась дочь Нина, будущая жена известного художника Льва Бруни, что должно было еще сильнее сблизить супругов.

Однако, востребованность Бальмонта обществом была колоссальной и поэтому счастливая семейная жизнь перемежалась с частыми кутежами – были периоды, когда супруга разыскивала поэта по всей Москве.

А потом снова было творчество – поэзия, проза, переводы.

И вот, в начале века, у поэта снова роман, снова Муза. На этот раз роман с продолжением. Вторая супруга (гражданская) – Елена Константиновна Цветковская — его бывшая поклонница. И в 1907 году у Константина Бальмонта родилась дочка. Дочку назвали Мирра, в честь очень популярной поэтессы того времени и еще одной возлюбленной Бальмонта, Мирры Лохвицкой.

Екатерина Алексеевна Андреева вначале решила оставить поэта, но Бальмонт категорически воспротивился этому, заявив, что без неё он жить не будет.

В подтверждение своих слов вторично бросается из окна. И снова выживает.

После этого жена смирилась и окончательно приняла мужа таким, какой он есть.

Так началась его жизнь на две семьи. Надо сказать, что это длилось аж до 1920 года, пока Константин Бальмонт с Еленой Цветковской и дочкой Миррой не отбыл в свою последнюю эмиграцию из Советской России.

Екатерина Алексеевна осталась на Родине, однако, переписка с Константином Дмитриевичем не прекращалась до 1935 года, когда в преддверье войны было принято решение Советским руководством прекратить все контакты граждан СССР с Западными странами.

Наконец, незадолго до отбытия за границу, зимой 1919 года, Бальмонт знакомится в голодной и холодной Москве с бывшей княгиней Дагмар Шаховской, большой почитательницей его поэтического таланта, и влюбляется в неё.

Ему уже 52 года, а Музе еще 26 лет. Вскоре с Еленой Константиновной и дочерью Миррой он отъезжает за границу. Княгиня следует за ним. Ухитряется вывезти с собор драгоценности, привязав их под вагон поезда, следующего в Финляндию и там благополучно их забрать, а после перейти с группой таких же беженцев в Эстонию через заминированный Финский залив. А оттуда уже лежал путь в Европу.

Затем, они потерялись и нашли друг друга только через год. Наконец, в 1922 году, Дагмар подарит Бальмонту сына Георгия, а через три года дочь Светлану, которая позже сумеет издать целую книгу переписки своих родителей, через которую мы и узнаем очень много интересных подробностей из жизни Великого поэта Серебряного века.

Эмиграция и закат


Следует отметить, что Елена Константиновна оставалась со своим гражданским мужем в самые трудные периоды его жизни до конца.

И хотя в первые годы эмиграции Бальмонт продолжал активно работать и состоять в нескольких сразу эмигрантских сообществах, уже с 1932 года состояние его здоровья начинает ухудшаться. Он попадает в психиатрические лечебницы и в периоды прояснений уже не пишет, хотя продолжает много читать. Особенно ему тогда нравилось читать книги Л.Н.Толстого.

23 декабря 1942 года Константин Дмитриевич Бальмонт заболевает тяжелой формой воспаления легких и умирает на руках Елены Константиновны в больнице приюта для бедных.


Проект памятника Бальмонту на Родине в городе Шуя

Подводя итог жизни Великого поэта, следует отметить, что им выпущено 35 томов стихотворений и 20 томов прозы. И это все без учета огромного количества переводов с самых разных языков планеты. Начиная с языка индейцев Мексики и кончая переводом знаменитого «Витязя в тигровой шкуре» грузинского поэта Шота Руставелли.

Более того, тогда для общения друг с другом люди вели переписку со многими друзьями, родственниками и единомышленниками одновременно. Следует сказать, что только с княгиней Дагмар Шаховской его переписка насчитывает 858 писем и открыток.

Чтобы глубоко изучить творчество поэта, следует вникнуть не только в сборники стихов и прозы, но и в письма его, поскольку личная жизнь великих людей давно уже перестала быть их собственностью, и вместе с их творчеством тоже стала достоянием народа.

АУДИОФАЙЛ. Рассказывает дочь поэта:

АУДИОФАЙЛ. Стихи:

error: