Процесс профессионального самоопределения в психологии. Понятие профессионального самоопределения. Сущность профессионально самоопределения

В статье представлен анализ проблемы выбора профессии молодежи, психологические аспекты выбора профессии. Многомерность и многоступенчатость этого процесса, в котором выделяются несколько аспектов, связанных с задачами общества, которые оно выдвигает перед формирующейся личностью. В заключение автор дает рекомендации по преодолению проблемы выбора профессии личностью.

Ключевые слова: самоопределения, выбор профессии, аспекты, личность, юность, профориентация, процесс, психология, самодетерминация личности

Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека - от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности.

В понятии самоопределения, которое получило широкое распространение в социологической литературе, подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. На это обращает внимание М. X. Титма, который видит в переходе от понятий «подготовка», «воспитание» к понятиям «включение» и «самоопределение» существенный сдвиг в ориентациях исследователей, сосредоточивающих анализ на активности самого субъекта в противовес рассмотрению его как пассивного объекта социального воздействия.

Действительно, на личность воздействует столь широкий спектр различных, нередко противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личности.

Самоопределение предполагает акцент на самодетерминации личности, в которой ключевую позицию занимает детерминация будущим - жизненными целями, планами и ориентациями. При такой постановке проблемы исследование жизненной перспективы оказывается важнейшим направлением в изучении многочисленных проблем профессионального самоопределения.

Обращаясь к современному положению дел в области профессионального самоопределения молодежи, исследователи подчеркивают многомерность и многоступенчатость этого процесса, в котором выделяются несколько аспектов, связанных с задачами общества, которые оно выдвигает перед формирующейся личностью; с процессом формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность; с принятием решений, в которых должен быть установлен баланс личных предпочтений и склонностей и потребностей существующей системы разделения труда.

Последний аспект является точкой пересечения социальных и психологических факторов профессионального самоопределения и представляет наиболее широкие возможности для эффективного решения самых острых проблем выбора молодежью профессии и жизненного пути.

Об этом пишет В. А. Ядов, подчеркивая, что при исследовании самоопределения личности «особенно ощущается плодотворность междисциплинарного подхода к проблеме. В самом деле, работы социологов показывают нам, насколько велико значение в структуре ценностно-нормативного сознания и в определении жизненных путей индивидов общесоциальных и конкретных условий их жизнедеятельности. Но из этих работ мы почти ничего не узнаем о воздействии на этот процесс собственной активности индивидов.

Исследования же психологов, наоборот, показывают, сколь велика роль индивидуально-психических особенностей в регуляции и саморегуляции поведения личности... Социальные условия принимаются в таких исследованиях либо за абстрактную „данность“, либо они учитываются в очень конкретном описании экспериментальной ситуации».

Исследование жизненной перспективы молодежи, находящейся на различных этапах профессионального самоопределения, открывает большие возможности реализации междисциплинарного подхода, поскольку в содержании жизненной перспективы сконцентрированы ценности и нормы социальной среды, в которой формируется личность. Каждому этапу профессионального самоопределения соответствуют определенная социальная ситуация, своя среда и атмосфера. В процессе профессионального становления личности выделяются четыре основные стадии: формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение; профессиональная адаптация; частичная или полная реализация личности в профессиональном труде.

Ключевым моментом этого длительного процесса оказывается выбор профессии, отделяющий период неограниченных, но абстрактных возможностей профессиональной самореализации от реальной, но ограниченной перспективы профессиональной деятельности. Именно в этом смысле «самоопределение - одновременно и самоограничение». На этой переломной фазе профессионального самоопределения, связанной непосредственно с выбором профессии, мы в дальнейшем и сосредоточим анализ, объектом которого станут юноши и девушки старших классов средней школы, для которых выбор профессии приобретает исключительно важное значение.

Начало этой фазы совпадает с переходом от детства к юности, от среднего школьного возраста к старшему. Те школьники, которые после окончания 8-го класса поступают в профтехучилища и техникумы, уже в 14–15 лет в значительной мере определяют свой трудовой и жизненный путь. Для тех же, кто продолжает обучение в школе, ситуация выбора вновь обостряется к семнадцати годам. И хотя они получают определенную профессиональную подготовку в школе, острота ситуации не снимается, поскольку выбирать приходится из значительно большего числа возможных профессиональных путей, открывающихся перед человеком, получившим среднее образование. В этой ситуации общество и личность равно заинтересованы в том, чтобы процесс профессионального самоопределения не превратился в длительную серию «проб и ошибок», неудач и разочарований, материальных и моральных издержек.

Но как избежать ошибок и трудностей, когда столь ответственное решение человек должен принять еще в школьные годы, практически не переступив ту грань, которая отделяет детство от зрелости, зависимость - от самостоятельности в решениях и поступках. Разумеется, определенное преимущество юношеского возраста как раз и состоит в том, что, быть может, наиболее важное решение в своей жизни человек должен принять, будучи свободным от груза сомнений, неизбежно сопутствующих пониманию всей сложности и ответственности предстоящего выбора. Если бы в 15–17 лет он полностью осознавал, насколько вся дальнейшая жизнь зависит от правильного выбора профессии, не исключено, что это было бы сопряжено с чрезмерным эмоциональным напряжением. Избыточная мотивация приводила бы к неопределенности, чреватой психологическим кризисом, нередко возникающим у людей зрелого возраста, когда им приходится принимать и менее ответственные жизненные решения.

Оценивая ситуацию выбора профессии, следует учитывать тот существенный момент, что сам по себе выбор - это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника. Он может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения. В последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями. А следовательно, как только этот план реализуется, вновь возникнет ситуация жизненной неопределенности, в которой юноша или девушка, избравшие ту или иную профессию, будут находиться в положении человека, обладающего весьма сложным и ценным «инструментом», но не представляющим себе, для чего он ему нужен и как с его помощью добиться жизненного успеха. сложившаяся на многих предприятиях практика использования молодых работников не в соответствии с их уровнем образования и квалификации, о чем свидетельствуют социологические исследования.

Однако нельзя забывать, что даже идеальные условия подготовки и использования работников не решат проблему случайного выбора профессии, который связан прежде всего с необдуманным решением самого человека.

Слишком часто фактором выбора профессии становится «случай» - близость работы к дому, пример товарища, уверенного в правильности единственного выбора, настоятельные рекомендации родителей, имеющих возможность помочь овладеть определенной профессией, возможность получить жилье или прописку в городе и т. п. Так, по данным Аитова, 52% рабочих считали, что к выбору профессии их привели случайные обстоятельства.

Следовательно, необходимо, чтобы при выборе профессии молодой человек исходил не только из ближайшей перспективы, но обязательно согласовывал ее с отдаленными жизненными целями, которые могли бы быть реализованы благодаря труду в избранной сфере профессиональной деятельности. В связи с этим в дальнейшем мы акцентируем внимание на проблеме согласования ближайшей и отдаленной жизненной перспективы, профессиональных планов и жизненных целей в различных сферах социальной жизнедеятельности. Достаточно серьезные трудности возникают в ситуации выбора профессии и в связи с тем обстоятельством, что вся система профессиональной пропаганды в социалистическом обществе сосредоточивает свои усилия на демонстрации неограниченных возможностей каждого человека в поиске своего трудового и жизненного пути.

Поэтому в описаниях профессий наряду с информацией об условиях и содержании труда, о качествах, требуемых от работника, и другими характеристиками профессии, необходимо выделить специальный раздел, посвященный ценностно-ориентационному аспекту данной профессии, что, по сути, и будет непосредственным профориентационным воздействием.

Список литературы

  1. Акбарова Н.М. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников.// Ташкент.: Укитувчи, 1998 38 с.
  2. ранней юности.-М.: Пеадагогика, 1981. - 95с.
  3. Умаров У.Б. Психологические самоопределения учащихся школ// Таълим № 6 2001 с 5-9
  4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М. : Изд. «Феникс», 1993. - 39-40 с.
  5. Казарова Е.Г.Психолога-педагогическое содействие преодолению трудностей профессионального самоопределения учащихся. дисс. кан. пед. наук. - М. -, 2002. - 168 с.
  6. Давлетшин М.Г.. Психология профессионального самоопределения. Ташкент: Изд. Укитувчи, 1991 84 с.
  7. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981.- 95 с.
  8. Дуйсенбеков Ш, Нурбуллаев Т. Своеобразие выбора профессии Старшеклассников. Материал Республиканского научно-теоретической конференции. Нукус, 1999 с 44-4510.

Важнейшим критерием развития профессиональной ориентации явилось появление перед значительным числом людей реальной проблемы свободы, выбора. Сказанное не означает, что проблемы свободы выбора не существовало ранее, например, в фольклорных источниках, в философской, педагогической и художественной литературе эта проблема занимала видное место.

В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Это ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования Е.А. Климова (1976; 1983; 1988; 1990 и др.), А.Е. Голомшток (1979), Б.А. Федоришина (1979) и др. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения. Примечательно, что один из последних вариантов концепции профессионального самоопределения, созданный в Институте профессионального самоопределения молодежи при РАО (1993) основан на разработанной Р.Бернсом «Я-концепции» развития личности (1986).

Очень интересны для развития теории профессионального самоопределения идеи «событийного подхода» при планировании и рассмотрении жизненного пути человека, разрабатываемые Е.И. Головахой и А.А. Кроником (1984), а также близкие к ним по духу рассуждения В.М. Розина о построении судьбы как «художественного творчества», характерного для людей искусства. Примечательно, что еще в 20-х годах идеи, близкие к событийному подходу высказывались представителями философских направлений.

Для теоретического анализа и обобщения представляются особо интересными работы зарубежных исследователей в области профессионального самоопределении, психологии труда и роли профконсультанта, чьи взгляды достаточно разнообразны и могут служить материалом для более детального анализа. Например, Дж. Крумбольц и Р.Киннер (Kinner, Krumboltz, 1986) рассматривают роль профкон-сультанта как «менторскую», воспитывающую, как «поставщика информации» клиенту.

Е.Герр (Негг, 1984) считает, что современный профконсультант - это прикладной ученый-бихевиорист, задача которого с помощью различных игр, трудовых проб, тренингов и т.п. тренировать действия клиента, планировать и прогнозировать их.

Н.Гисберс и И.Мур рассматривают процесс профконконсультации как помощь, прежде всего, в жизненном самоопределении: «Пожизненное самоопределение - как саморазвитие через интеграцию ролей, среды и событий в жизни человека» (Gysbers, Moore, 1987, с. 1-7).

А.Маслоу, предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию - как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для себя деле (Maslow, 1970).

Дж.Холланд выделяет шесть личностных типов, позволяющих определить «личностный код» и соотнести его с требованиями той или иной профессиональной среды (см. Прощицкая, 1993; Holland, 1966).

Японский исследователь Фукуяма разработал и внедрил целую систему постепенной подготовки школьников к сознательному профессиональному выбору, важным элементом которой являются специально организованные в 16-ти видах деятельности «трудовые пробы» (см. Укке, 1990; Fukuyama, 1980, 1984). Примечательно, что в России во второй половине 80-х годов пытались внедрить систему профессора Фукуямы (F-test), эти попытки сразу же столкнулись с недостатком материальной базы и финансирования столь сложной программы. Все это еще раз свидетельствует в пользу того, что лучше разрабатывать собственные подходы и методы в столь сложном деле как профессиональное самоопределение, которое в каждой стране имеет свои особенности и ограничения...

Одной из наиболее интересных и прогрессивных считается за рубежом концепция «профессиональной зрелости», которую, начиная с конца 50-х годов, разрабатывает Д.Сьюпер (см. Михайлов, 1975; Укке, 1972; Super, 1985). Выбор профессии Д.Сьюпер рассматривает как событие, но сам процесс профессионального самоопределения (построения карьеры) - это постоянно чередующиеся выборы. В основе всего этого лежит «Я-концепция» личности как относительно целостное образование, постепенна изменяющееся по мере взросления человека.

Сложность определения самого понятия (сущности) самоопределения связана еще и с тем, что имеются другие близкие понятия: самоактуализация, самореализация, самоосуществление, которые нередко раскрываются через увлеченность значимой работой» (А. Маслоу), через «дело», которое делает человек (К. Яспрерс) (см. Франкл, 1990, с. 58-59). П.Г.Щедровицкий видит смысл самоопределения в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмысливать собственную сущность (1993). В. Франкл определяет полноценность человеческой жизни через его способность «выходить за пределы самого себя», а главное - находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни (1990). Рассуждая о самоопределении и самореализации, И.С.Кон связывает их с выполняемым делом (трудом, работой) и взаимоотношениями с окружающими людьми (общением) (1984). Все больше появляется работ, где делается попытка как-то связать профессиональную деятельность с отношением к миру, обозначить связь труда, жизни, счастья, судьбы (Аргайл, 1990; Климов, 1993; Коган, 1988, и др).

Все это позволяет сделать вывод о неразрывной связи профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.

Соотношение понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация» и «профконсультация» выглядит следующим образом. Профориентация является более широким понятием, предполагающим широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. И профориентацию, и профкон-сультацию можно определить как «ориентирование» школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (Климов, 1983, С. 15-21).

В качестве содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения предлагается модифицированный вариант Схемы построения личного профессионального плана - ЛПП (Е.А.Климову; 1988, 1990), дополненный ценностно-нравственными компонентами самоопределения (Пряжников, 1988, 1991):
1. Осознание ценности честного (общественно-полезного) труда (ценностно-нравственная основа самоопределения).
2. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование перспектив ее изменения (учет конкретной социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда).
3. Осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации,
4. Общая ориентировка в мире профессионального труда (макроинформацион-ная основа самоопределения).
5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями (досуговыми, семейными, личностными).
6. Выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
7. Знание о выбираемых целях: профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства (микроинформационная основа самоопределения).
8. Представление об основных внешних препятствиях на пути к выделенным целям.
9. Знание путей и способов преодоления внешних препятствий.
10. Представление о внутренних препятствиях (недостатках), осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив (самопознание как важная основа самоопределения).
11. Знание путей и способов преодоления внутренних недостатков (и оптимального использования достоинств), способствующих подготовке к самостоятельному и осознанному выбору и будущей профессиональной деятельности.
12. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
13. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянное совершенствование (корректировка), намеченных планов по принципу «обратной связи».

Неоднозначность в оценке включенности человека в конкретную трудовую деятельность, осложняющая оценку самого качества самоопределения и самореализации вызывает необходимость специального выделения типов и уровней самоопределения.

При выделении типов самоопределения был использован критерий потенциальной возможности для свободы самореализации (диапазон маневра в рамках выполняемой и осваиваемой деятельности). Мы предлагаем следующие основные типы самоопределения человека:
- самоопределение в конкретной трудовой функции, операции;
- самоопределение на конкретном трудовом посту;
- самоопределение в специальности;
- самоопределение в профессии (в группе родственных специальностей);
- жизненное самоопределение (где профессиональное самоопределение является важнейшей составной частью);
- личностное самоопределение (как высший уровень жизненного самоопределения);
- самоопределение в культуре, выход на «социальное бессмертие» - по А.Г. Асмолову - как высший уровень личностного самоопределения (1990).

Рассмотрим, насколько реализуется в выделенных типах степень свободы человека в рамках выполняемой деятельности. Есть люди, которые находят смысл своей работы в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций (например, при работе на конвейере). Если человек работает в таком режиме годами и даже привыкает к такой работе, то его зависимость от данной деятельности усиливается по нарастающей.

Самоопределение на конкретном трудовом посту предполагает выполнение довольно многообразных (и нередко довольно сложных) функций, например, труд высококлассного токаря или художника, работающего в своей мастерской. Сам «трудовой пост» рассматривается как «некоторое социально фиксированное многомерное, разно- и много-признаковое системное образование», включающее заданные цели, предмет, систему средств труда, систему профессиональных служебных обязанностей, систему прав и определенную производственную среду (Климов, 1988, с.41).

Самоопределение на уровне конкретной специальности предполагает сравнительно безболезненную смену различных трудовых постов, и в этом смысле возможности самореализации еще больше расширяются. Например, водитель такси без особых проблем пересаживается на разные легковые автомобили. Но при этом даже хорошие таксисты, когда им приходится пересаживаться на большегрузные самосвалы, иногда испытывают большие трудности и даже отказываются от новой работы, то есть успешное самоопределение в конкретной специальности (водитель-таксист) еще не приводит автоматически к успешному самоопределению в профессии водитель (водитель вообще). Самоопределение в конкретной профессии предполагает, что работник способен выполнять близкие, смежные виды трудовой деятельности, то есть его возможности выбора еще больше расширяются. <.> По сравнению с предыдущим типом самоопределения работник выбирает не только трудовые посты (в рамках своей специальности), но и сами специальности уже в рамках профессии.

Самоопределение в конкретной трудовой функции, на конкретном трудовом посту, в специальности и в профессии можно было бы отнести к трудовому самоопределению. Правда, труд в более широком смысле - это гораздо более широкое понятие, включающее и непрофессиональную деятельность (например, труд на приусадебном участке или труд по воспитанию своих детей).

Следующий тип - жизненное самоопределение, куда помимо профессиональной деятельности относятся учеба, досуг, вынужденная безработица и др. По сути, речь идет о выборе того или иного образа жизни человека. И хотя профессиональное самоопределение является довольно значимым для многих людей, но и оно реализуется в определенном контексте жизни. При этом немало людей вообще видят смысл своей жизни во внепрофессиональной деятельности.

Примечательно, что один из ведущих авторитетов США в области профессионального консультирования Дж.Сьюпер определяет понятие «карьера» в «...ее самом полном и всеобъемлющем смысле как последовательность и комбинацию ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни» (Super, 1983), а представляя свою концепцию «жизненных карьер», он выделяет помимо роли работника, еще и роли ребенка, учащегося, отдыхающего, гражданина, супруга, хозяина дома, родителя... Отсюда следует, что собственно профессиональное самоопределение является составной частью карьеры. Но если рассматриваться профессиональное самоопределение в тесной взаимосвязи с жизненным и личностным самоопределением, то понятия карьера и профессиональное самоопределение оказываются вполне соотносимыми.

Таким образом, современное понимание карьеры - это не только успешность в данной профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни. Естественно, жизненное самоопределение предполагает значительно более высокую степень свободы выбора и диапазон маневра, не при условии, что человек не отказывается от такой свободы.

Следующий, более сложный тип - личностное самоопределение - может рассматриваться как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человеку удается действительно стать хозяином ситуации и всей своей жизни. Человек в этом случае как бы приподнимается и над профессией, и над социальными ролями и стереотипами. Принципиальным отличием личностного самоопределения от самоопределения жизненного является то, что человек не просто «овладевает ролью», а создает новые poли.

Наконец, самый сложный тип - это самоопределение личности в культуре (как высшее проявление личностного самоопределения). Рассуждая о самоактуализирующейся личности, А.Г. Асмолов подчеркивает ее обязательную внутреннюю активность, направленную и на «продолжение себя в других людях», что в каком-то смысле позволяет говорить даже о социальном бессмертии человека хотя бы как о возможности. Высший тип самоопределения - это тогда, когда вся жизнь человека и его дела (содеянное им) являются значительным вкладом в развитие культуры, понимаемой в широком смысле (производство, искусство, наука, религия, общение...), когда о человеке можно сказать словами А.М. Горького, что он стал «человеком человечества» (Асмолов, 1990, с. 360-363).

По каждому из представленных выше типов самоопределения можно условно выделить пять уровней самореализации человека (критерий выделения уровней - внутреннее принятие человеком данной деятельности и степень творческого к ней отношения): 1-агрессивное неприятие, выполняемой деятельности (деструктивный уровень); 2 - стремление мирно избежать данной деятельности; 3 - выполнение данной деятельности по образцу, по шаблону, по инструкции (пассивный уровень); 4 - стремление усовершенствовать, сделать по-своему отдельные элементы выполняемой работы; 5 - стремление обогатить, усовершенствовать выполняемую деятельность в целом (творческий уровень).

<.> Обычно человек самоопределяется как бы сразу по нескольким типам, но уровни самоопределения по каждому из этих типов могут быть разными. Например, по своей профессии человек - настоящий творец, а в личной жизни неудачник, боится жить, боится любить...

Сказанное выше позволяет выделить основные моменты, характеризующие соотношение понятий «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение», что также порождает определенные проблемы, несколько осложняющие теорию и практику профконсультационной работы. По мнению Е.А. Климова, «профессиональное самоопределение, понимаемое как одно из важнейших проявлений субъекта деятельности, может рассматриваться о крайней мере на двух взаимосвязанных, но различимых ровнях: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознания) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе межлюдских отношений)» (Климов, 1983, с. 62-63).

<.> Личностное самоопределение является более широким понятием, но это не означает, что профессиональное самоопределение целиком включается в личностное. Например, если человек по конкретному типу самоопределения - самоопределению в культуре - реализует себя на невысоких уровнях и сама эта деятельность в личностном плане для него незначима, то говорить о полноценном личностном самоопределении не приходится (можно говорить лишь о возможности такого самоопределения).

Профессиональное самоопределение по сравнению с личностным предполагает часто более конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных производственных отношений и ответственное за данную работу (Климов, 1986, 1988), что связано с самим определением профессии как ограниченного вида деятельности.

<.> Как уже отмечалось, возможности самоопределения «человека расширяются при увеличении степени свободы его действий, то есть при переходе к таким типам самоопределения, как самоопределение в профессии, в жизни, к личностному самоопределению и самоопределению в культуре, но опять же при условии, что по каждому из этих типов уровень самоопределения и самоактуализации будет достаточно высоким, творческим, что предполагает определенную внутреннюю активность личности.

Традиционно профконсультанты и профориентаторы главное внимание уделяют работе с подростками (особенно накануне окончания школы) и взрослому незанятому и безработному населению. Рассматривая основные этапы установления профессионала, Е.А. Климов специально выделяет стадию «оптации» (от лат. optatio - желание, выбор), примерно соответствующую стадии «подростничества» (по Д.Б. Эльконину), когда человек принимает принципиальное решение о выборе пути профессионального развития. Однако сам Е.А.Климов оговаривает, что в ситуации выбора может оказаться не только подросток, но и взрослый человек, например, человек, меняющий свою прежнюю профессию или место работы, а также безработный (Климов, 1983, с. 61-62)

Профессиональное самоопределение личности

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. В словарях профессиональное самоопределение определяется как, процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально - профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождение в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии .

Профессиональное самоопределение в старших классах

Подросток чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. Однако в самом начале старшего школьного возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые оставляют основную общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступают в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены приступить к самостоятельной трудовой деятельности.

В 14 - 15 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно. Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся профессиональной школы. Хотя, казалось бы, именно они, получающие профессиональное образование в профтехучилищах, профлицеях, техникумах и колледжах, профессионально уже определились. Но статистика свидетельствует о том, что выбор учебно-профессионального учреждения психологически не обоснован .

На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши прежде всего самоопределяются относительно путей получения профессионального образования и резервных вариантов приобщения к профессиональному труду.

Основные моменты профессионального становления личности:

  • 1. Профессиональное самоопределение - это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
  • 2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
  • 3. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется различными событиями (окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.).
  • 4. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и само актуализации .

Профессиональное самоопределение человека в мире профессий является личностным аспектом формирования профессионала. Профессиональное самоопределение сопровождается построением личного профессионального плана, формированием внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя субъектом, развивающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности .

Условием успешного самоопределения, по мнению Ю.А. Корелякова, можно считать формирование отношения у старшеклассника к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности. П.Г. Щедровицкий выделяет в качестве такого условия развитие способности строить свою индивидуальную историю, а О.С. Газман - овладение способами и механизмами саморазвития (информация о себе, о мире, самопознание, рефлексия, целеполагание, планирование) .

Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.

Личностный смысл профессионального идеала обусловлен социальной позицией человека, и его главными составляющими являются смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации, смысловые установки.

Выбор профессионального пути связан с выбором реальных жизненных ценностей, которые и определяют реальную профессиональную мотивацию. Ценности осуществляют связь между когнитивными и эмоциональными составляющими профессионального самосознания через внутреннюю мотивацию. Образ профессии, как когнитивное эмоциональное образование, служит мотивирующим фактором оценки себя. В свою очередь, результат оценки мотивирует к постановке тех или иных профессиональных и жизненных целей.

В.И.Степанский выделил ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности. К ним прежде всего относятся:

Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.

Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.

Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора.

Неадекватная самооценка .

Решение любых психологических проблем связано прежде всего с осознанием и принятием этих проблем, с развитием самосознания человека. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди рассматриваемого в нашей работе старшего школьного, для которых проблема профессионального самоопределения является насущной и актуальной .

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим (стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении, или получить профессию в процессе работы), как правило, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Имеющиеся различия в самооценке прежде всего касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров). Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров .

Существует перечень особенностей профессионального самоопределения старшеклассников:

Характерна устремленность в будущее - старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего. Устремлённость в будущее лишь тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворённость реальным.

Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней молодости. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие собственного места в нём.

Для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение - осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку часто понимание собственных возможностей у школьников не правильно показателям, то на пути выбора их ждут неудачи.

Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, остальные напротив.

профессиональный самоопределение психологический личность

Психология профессионального самоопределения. Климов Е.А.

М.: Академия, 2004 - 304 с.

В учебном пособии раскрывается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Даются представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, рассматриваются вопросы соответствия человека определенным видам деятельности. Особое внимание уделяется психическому развитию человека в процессе профессиональной деятельности.

Для студентов высших учебных заведений, изучающих курсы возрастной психологии и профориентологии. Может быть полезно слушателям институтов повышения квалификации учителей, а также специалистам, занимающимся вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.

Формат: djvu / zip

Размер: 3,08 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ЧАСТЬ I. ИСХОДНЫЕ «ПРЕДНАСТРОЙКИ», ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ
Глава 1. О внутренних (психологических) трудностях освоения предлагаемого курса
1.1. Трудности ориентации
1.2. Трудности познания обсуждаемой предметной области
1.3. Дилемма жизненного пути
1.4. Самоопределение и «психологический портрет» человека в общественном сознании
Глава 2. Профессиональное самоопределение: предметная область, средства, ожидаемые результаты активности
2.1. Некоторые общие положения
2.2. Профессиональное самоопределение учащихся с позиции педагога, родителя
2.3. Профессиональное самоопределение учащихся с позиции врача
2.4. Социологические, экономические, правовые аспекты проблемы профессионального самоопределения
2.5. Общее представление о системе обеспечения профессионального самоопределения
2.6. О соотношении понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация», «профконсультация»
Глава 3. Взаимное соответствие человека и его работы
3.1. Пути установления соответствия личных качеств человека и требований деятельности
3.2. Индивидуальный стиль деятельности как выход из конфликта между особенностями субъекта и требованиями работы
Глава 4. Основные принципы профессионального самоопределения
4.1. Принципы педагогического руководства профессиональным самоопределением
4.2. Некоторые принципы самовоспитания и саморегуляции учащегося в связи с профессиональным самоопределением
ЧАСТЬ II. РАЗНООБРАЗИЕ ПРОФЕССИЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР ПРОФЕССИОНАЛА
Глава 5. Понятие «профессия»
5.1. Профессия как общность
5.2. Профессия как область приложения сил
5.3. Профессия как деятельность и область проявлений личности
5.4. О других терминах, характеризующих причастность человека к профессиональному труду
5.5. Профессия как исторически развивающаяся система
5.6. Профессия как реальность, творчески формируемая субъектом
Глава 6. Некоторые необходимые понятия и представления психологического профессиоведения
6.1. Обзорная классификация продуктов профессионального труда
6.2. О заданных (социально фиксированных, «объективных») и субъективно принятых профессионалом целях деятельности
6.3. О разнообразии внутренних условий деятельности
6.4. Обзорная классификация условий деятельности профессионала
6.5. О разнообразии средств деятельности
6.6. Обзорная классификация средств деятельности профессионала
6.7. Общезначимое и индивидуально своеобразное в системе средств и условий труда профессионала
Глава 7. Обзорная классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи
7.1. Общие положения
7.2. Первый ярус классификации. Типы профессий
7.3. Второй ярус классификации. Классы профессий
7.4. Третий ярус классификации. Отделы профессий
7.5. Четвертый ярус классификации. Группы профессий
7.6. Понятие «формула профессии»
7.7. Вариант обзорной классификации профессий по признакам предметной области труда и формы необходимого образования
Глава 8. Образ мира у разнотипных профессионалов
8.1. Общие положения
8.2. Описательные психологические характеристики типов профессионалов

«Человек-природа» (П)
О представителях профессий типа
«Человек-техника» (Т)
О представителях профессий типа
«Человек-человек» (Ч)
О представителях профессий типа
«Человек-знаковая система» (3)
О представителях профессий типа
«Человек-художественный образ» (X)
8.3. Некоторые вопросы теории и практики профессионального самоопределения в связи с профессиональной относительностью психического склада человека
ЧАСТЬ III. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
Глава 9. Обзорная характеристика допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда
9.1. Дошкольный онтогенез
9.2. Школьный онтогенез
Глава 10. Проектирование профессионального жизненного пути («выбор профессии»)
10.1. Проблема «предначертанности» или «рукотворности» профессионального жизненного пути
10.2. Общая структура ситуации и схема решения задачи «выбор профессии»
Глава 11. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития
11.1. Некоторые общие положения
11.2. Биографические кризисы
11.3. Основные варианты и фазы развития профессионала
Заключение
Приложение. Примерные краткие описания профессий для профессионального просвещения учащихся
Профессии типа «Человек-живая природа»
Профессии типа «Человек--техника и неживая природа»
Профессии типа «Человек-человек»
Профессии типа «Человек-знаковая система»
Профессии типа «Человек-художественный образ»

  • Носаков Игорь Владимирович
  • Ни­же­го­родс­кий го­су­дарст­вен­ный уни­вер­си­тет име­ни Н. И. Ло­ба­чевс­ко­го
  • Носакова Татьяна Владимировна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет
  • САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

В статье рассмотрены вопросы по осознанному профессиональному самоопределению личности, связанные с изменениями в социально-профессиональной структуре и на рынке труда, требованиями к качествам людей по способности свободно выбирать профессию, высокому уровню профессионализма и готовности к непредсказуемым ситуациям. Профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации, достигаемый благодаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потребностей. Изменения в профессиональной сфере в современных условиях сводятся к возрастающей свободе человека при необходимости самостоятельного выбора профессии. Профессиональное самоопределение личности занимает весь период профессиональной деятельности, выступая как процесс становления субъекта профессиональной деятельности. Оно не сводится исключительно к акту выбора профессии, выступая как содержательный процесс развития личности.

  • Социальные, психологические и педагогические аспекты профориентационной деятельности
  • Методико-педагогические аспекты профессионального самоопределения личности
  • Социально-педагогические аспекты профессионального ориентирования работодателя при создании нового продукта
  • Социально-педагогическая деятельность по профессиональной ориентации личности

Конец ХХ – начало ХХІ вв. характеризуется кардинальными изменениями в социально-профессиональной структуре и на рынке труда. Причём, как на глобальном, так и локальном уровнях. На глобальном уровне эти изменения проявляют себя в формировании структуры процессов профессионального и образовательного самоопределения, принципиально нового мировоззрения, которое позволяет человеку совершать профессиональный выбор несколько раз в течение своей жизни. Если раньше чёткое видение своего профессионального будущего имело большое значение для человека, то сейчас данное обстоятельство утратило своё значение: в течение своей профессиональной деятельности человек может сменить свою профессию несколько раз без особого сожаления.

На локальном уровне к этим требованиям добавляются ещё и:

а) важность ускоренного приспособления социальных групп к условиям рыночной экономики в связи с кардинальными изменениями в рынке труда и появлением бизнеса, ориентированного на поиск и отбор высококвалифицированных специалистов;

б) разрушение отношений между различными социальными институтами, например, между институтами образования и сферой занятости, которое проявляется в снижении привязки образования к определенным рабочим местам и профессиям, и ориентации процессов профессиональной подготовки на востребованные квалификации.

В современных условиях информационно-технологического и социально-экономического развития растут требования к таким качествам людей, как способность свободно выбирать профессию, высокий уровень профессионализма и готовность к непредсказуемым ситуациям. Отсюда вопрос готовности человека к осознанному профессиональному самоопределению становится жизненно необходимым.

Профессиональное самоопределение – серьезный шаг в жизни каждого человека. Являясь основой самоутверждения человека в обществе, оно определяет, кем быть, где и с кем работать, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать. Более того, по мнению В.Л.Оссовского, существование социальных групп в обществе возможно только через группы профессиональные, т. к. «приобретение индивидом определенной профессии, как правило, означает его вхождение, а затем и принадлежность к определенной социальной группе или слою».

Согласно Т.А.Родионовой, профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации, достигаемый благодаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

М.В.Фирсов понимает под профессиональным самоопределением нахождение своей ниши в профессиональной деятельности через самопознание, осознание своих потребностей, определение целей, жизненных смыслов, обретение профессионально-социального статуса, выработку философско-мировоззренческой позиции и жизненной стратегии.

Таким образом, в понятии «профессиональное самоопределение» отражается не только определение человеком своего места в мире профессий, но и нахождение личностного смысла в выполняемой профессиональной деятельности.

По мнению В.Л.Оссовского, «выбор профессии, а, следовательно, и определенного социального статуса в значительной степени является свободным выбором личности». Таким образом, в понятии самоопределения подчеркнут еще один не менее важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального пути.

Настоящее время – это время перемен, и мы не можем не отметить, что на личность воздействует столь широкий спектр различных, нередко противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и способностям личности.

С позиции психологического подхода большинство исследователей связывают профессиональное самоопределение с процессом осуществления индивидом выбора ценностных приоритетов, убеждений, жизненных целей и принятия разнообразных решений относительно себя и своей жизни, подчеркивая при этом значение активности субъекта в ходе их реализации.

Высокая динамичность профессиональной жизни в современных условиях связана не только с возникновением новых профессий, но и усложнением содержания труда. Результатом этого является изменение отношения к самой профессии, смыслу трудовой деятельности. Отсюда – главным содержанием перемен в профессиональной сфере можно считать возрастающий рост свободы, с одной стороны, и с другой – необходимость самостоятельного выбора профессии.

Процесс самоопределения длится у человека всю жизнь. Потребность в самоопределении, его уровень зависят от среды, системы человеческих отношений, от зрелости, готовности и мотивации личности. Смысл самоопределения можно обозначить как поиск субъектом смысла своего существования, а также профессии и работы в соответствии с затраченными усилиями, которые давали бы возможность получать справедливую общественную оценку труда в соответствии с вкладом человека в общее дело.

Профессиональное самоопределение может активизироваться на разных этапах профессионализации, что связано с рядом объективных и субъективных факторов. К числу объективных факторов можно отнести: закрытие или перепрофилирование предприятия, сокращение рабочих мест, отсутствие вакансий и т. д. К субъективным же факторам относятся: формирование, утрата или отсутствие у субъекта труда профессиональной идентичности; динамика профессиональной мотивации; становление, стабилизация или распад её структуры.

Следствием активизации профессионального самоопределения является реализация различных форм профессиональной деятельности и формирование различных типов профессиональных установок. К профессиональным установкам можно отнести поиск нового места работы или дополнительных ресурсов в рамках старой деятельности, формирование готовности к переходу на новое место работы или смене статуса, увольнение с работы, повышение квалификации, и ряд других.

Индивидуально-личностные особенности, принадлежность к определённой социальной группе, а также гендерные отличия – факторы, влияющие на сроки самоопределения. Ввиду того, что сроки социального взросления у каждого индивида разные, профессиональное самоопределение у разных людей происходит в разных возрастах. Разница может быть и в профессиональном самоопределении между людьми, вышедшими из разных социальных слоёв, или же в зависимости от их половой принадлежности (например, женщина, всю жизнь являющаяся домохозяйкой).

Ситуация профессионального самоопределения наиболее характерна для подростка. В этом возрасте выбор профессии становится важнейшим личностным новообразованием. В то же время, например, безработный также может оказаться в ситуации оптанта (от лат. оptantis – желающий, выбирающий). Поэтому оптацию можно считать и определённым этапом профессионального самоопределения, и циклическим процессом, когда человек не раз оказывается перед выбором профессии, учебного заведения или места работы. Существует также разница в оптации подростка и взрослого человека: если подросток делает свой первый в жизни выбор профессии, то зрелый работник самоопределяется относительно ответственного выбора, что связано, например, с решением вопросов собственной карьеры.

Профессиональное становление охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до окончания активной профессиональной деятельности. В течение этого времени у человека изменяются жизненные и профессиональные планы, ведущая деятельность, сама структура личности, меняется социальная ситуация. Отсюда возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии с выделением их основных критериев.

Профессиональное самоопределение находится во взаимосвязи с процессом построения карьеры. Карьеру можно рассматривать в широком и узком смыслах слова. В первом значении – это «общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни». Во втором смысле – это «становление работника как профессионала, квалифицированного специалиста в своей отрасли деятельности, которое происходит на протяжении всей трудовой жизни работника». Карьера как профессиональный рост свидетельствует о высокой квалификации работника. Вместе с тем карьера – это и достижение определённого статуса в профессиональной деятельности, занятие определённой должности.

С помощью профессии происходит самовыражение личности человека. Труд – важнейшее средство для самореализации личности, хотя личность может реализовать себя и в непрофессиональных увлечениях (семья, хобби), и здесь профессиональное и социальное существует как бы параллельно. Человек в течение своей жизни корректирует профессиональную деятельность, исходя из своих ценностных ориентаций, установок и мотивов. В отдельных случаях это может привести и к смене профессии. Как проходит профессиональное развитие (достижение вершин, профессиональное старение и т. д.) – всё это в руках личности. Профессионализация оказывает влияние на личность, стимулируя или, наоборот, разрушая её.

Можно констатировать, что главное содержание перемен в профессиональной сфере в современных условиях сводится к положению, когда возрастающая свобода человека становится причиной необходимости самостоятельного выбора профессии личностью. Профессиональное самоопределение личности занимает весь период профессиональной деятельности, выступая как процесс становления субъекта профессиональной деятельности. Оно не сводится исключительно к акту выбора профессии, выступая как содержательный процесс развития личности.

Таким образом, можно утверждать, что профессиональное самоопределение – сложный, многогранный и порой противоречивый процесс, в основе которого, с одной стороны, лежит естественное стремление личности к самостоятельности, что предполагает активную позицию на всем протяжении данного процесса, а с другой стороны – сосредоточение внимания преимущественно на социальных ориентирах.

Список литературы

  1. Основы принятия решения о про¬фессиональном выборе / Вершинин С.И. – М., 2006, – 161 с.
  2. Подходы к формированию организационного лидерства и личностного развития в ВУЗе для создания инновационного продукта / Носаков В.Н., Носаков И.В. // Актуальные проблемы управления. Н.Новгород: ННГУ. – 2015. – С. 347-349.
  3. Развитие персонала организаций различных техноукладов для создания инновационного продукта / Носаков И.В., Носаков В.Н. // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право. Сборник научных трудов. – Севастополь: СЭГИ КФУ, 2016. – С. 292-297.
  4. Методы активизации профессио¬нального и личностного самоопределения / Пряжников Н.С. – М., 2012.
  5. Оценка конкурентоспособности туристского сервиса / Носаков, И.В. // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право. Сборник научных трудов. – Севастополь: СЭГИ КФУ, 2016. – С. 216-219.
  6. Человеческий капитал в инновационной деятельности организаций / Носаков И.В., Носаков В.Н..) – 2016..
  7. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения / Эльконин Б.Д. // Совре¬менные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. – Красноярск, 2012.
  8. Социальные, психологические и педагогические аспекты профориентационной деятельности / Носаков И.В., Носакова Т.В..) – 2016..
  9. Системы создания нового продукта в промышленности / Кузнецов В.П., Панов А.И., Семахин Е.П., Гарина С.В., Поташник Я.С., Носаков И.В. // Монография (ISBN 978-5-85219-288-2). – Н.Новгород: НГПУ. – 2012. – 117 с.
error: