Учебный проект по русскому языку. Групповой проект по русскому языку. Тема: "Создание справочника по русскому языку «Простое предложение Проект по русскому языку про

Авторы проекта: учащиеся 9 «А» класса. Руководитель проекта:

  • Авторы проекта: учащиеся 9 «А» класса. Руководитель проекта: Новосёлова Т.А. преподаватель русского языка.


Состав проектной группы:

  • Состав проектной группы:

  • Васильева Е.

  • Решетов А.

  • Тимофеев С.

  • Окашева А.

  • Новоселова Т.А.

  • Работа над презентацией в программе

  • Power Point:

  • Тимофеев С.

  • Решетов А.


Тип проекта:

  • Тип проекта:

  • Информационно-исследовательский

  • Внутришкольный

  • Межпредметный

  • Краткосрочный

  • Парный


Заказчик проекта:

  • Заказчик проекта:

  • МОУ «Помарская средняя общеобразовательная школа»


Цели проекта:

  • Цели проекта:

  • Приобретение учащимися практического опыта работы над учебным проектом;

  • Создание доклада об истории и распространении молодежного сленга;

  • Анализ словаря молодежного сленга (автор Т.Г.Никитина)

  • Задачи проекта:

  • Повысить уровень речевой культуры обучающихся;

  • Находить и исправлять ошибки в устной речи;

  • Помочь молодым и старшему поколению лучше понимать друг друга.


Вопросы проекта:

  • Вопросы проекта:

  • Что такое сленг? Актуальность темы.

  • Как рождается молодежный сленг?

  • Кто является носителем этого сленга?

  • Какие изменения происходят в молодежном сленге?

  • Употребление сленговых слов в газетах и журналах.

  • Влияние молодежного сленга на литературный язык.

  • Толковый словарь молодежного сленга.


Необходимое оборудование:

  • Необходимое оборудование:

  • Словари, справочники

  • Internet-ресурсы

  • Компьютер

  • Принтер

  • Сканер


  • Предполагаемые продукты проекта:

  • Создание реферата и презентации проекта для использования на уроках русского языка в 9-11 классах и во внеклассных мероприятиях.



  • 1. Что такое жаргон?

  • 2. Молодежный сленг:

  • а) студенческий;

  • б) школьный.

  • 3. Толковый словарь молодежного сленга.

  • 4. Заключение.

  • 5. Литература.



  • Термин жаргон (сленг) употребляется в лингвистике для особых «языков», на которых говорят люди одной профессии (жаргон военных, компьютерщиков, шахтеров) или некой социальной группы (жаргон спортсменов, панков).

  • Это не языки в буквальном смысле слова: грамматика в них в целом та же, что и в

  • общенациональном языке. Вся их

  • «особость»- в лексике. Многие слова

  • в жаргонах имеют специальный,

  • непонятный людям посвященным

  • смысл. Неслучайно жаргон называют

  • «потайным» языком.



Анализ толкового словаря


Лбова Настя, Токарев Ярослав, Константинова Катя

Работая по УМКВ В.Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой, в основе которой лежит формирование и развитие учебной деятельности школьников, понимаешь, как важно для ребенка ощущать себя субъектом своей учебной работы. Надо давать детям больше свободы и самостоятельности в мыслительной и практической деятельности. И к этому располагает проектная деятельность, направленная на развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение видеть, формулировать и решать проблему.


«В мире фразеологизмов».

Аннотация


В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о фразеологизмах как источниках богатства и выразительности русской речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Учебный проект по русскому языку.

Тема «В мире фразеологизмов»

Учитель: Крыс Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Работая по УМКВ В.Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой, в основе которой лежит формирование и развитие учебной деятельности школьников, понимаешь, как важно для ребенка ощущать себя субъектом своей учебной работы. Надо давать детям больше свободы и самостоятельности в мыслительной и практической деятельности. И к этому располагает проектная деятельность, направленная на развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение видеть, формулировать и решать проблему.

Организация работы над учебным проектом по теме:
«В мире фразеологизмов».

Аннотация
Проект «В мире фразеологизмов» разработан для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ. Использован при изучении темы «Фразеология». Главным в этом проекте является развитие у учащихся навыков работы с информацией, формирование у них культуры исследования, развитие коммуникативных качеств.
В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет, социологический опрос) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, буклета, информационного бюллетеня и т.д.
В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о фразеологизмах как источниках богатства и выразительности русской речи.

Визитная карточка проекта

Крыс Ольга Анатольевна

Регион, в котором находится школа

Иркутская область, Усть-Удинский район, п. Усть-Уда

Название учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2»

Тема учебного проекта

В мире фразеологизмов

Пункт тематического учебного плана школьного предмета

Фразеология

Предметные области

Русский язык, информационные технологии

Класс

5 «а»

Дидактические цели проекта

Формирование у учащихся высокой речевой культуры общения

Развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативности, умений работать в команде.

Методические задачи проекта

Сформировать представление о фразеологизмах в русском языке, разнообразии их видов, происхождении, употреблении и влиянии на речевую культуру говорящего.

Развить навыки сбора и обработки информации.

Развить навыки исследовательской деятельности.

Основополагающий вопрос

Как влияют фразеологизмы на речевую культуру говорящего?

Вопросы учебной темы (проблемные )

Заварить кашу?

Откуда и как появились фразеологизмы?

Одинакова ли степень самостоятельности слов во фразеологизмах?

Можно ли с помощью фразеологизмов выразить одну и ту же мысль по-разному?

Отражают ли пословицы и поговорки жизненный опыт русского народа?

Самостоятельные исследования учащихся в учебном проекте?

Раскройте понятия «свободные и несвободные словосочетания».

Выявите, в какой степени люди знакомы с фразеологизмами, проведите социологический опрос.

Узнайте, какими путями появились в русском языке фразеологизмы.

Выясните, влияет ли степень самостоятельности слов во фразеологизмах на их значение.

Проверьте, как можно с помощью фразеологизмов выразить одну и ту же мысль по-разному.

Подберите пословицы и поговорки, отражающие жизненный опыт русского народа

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе.

Группа 1 - сбор материала о свободных и несвободных словосочетаниях (Эгго Настя), социологический опрос учащихся 5, 9-го классов, учителей о значении фразеологизмов

(Развозжаева Ксения), создание буклета (Лукащук Максим, Стукань Миша)

Группа 2 – сбор материала о путях появления в русском языке фразеологизмов (Митюкова Алена, Константинова Катя), создание опорного конспекта (Лбова Настя, Реутова Настя).

Группа 3 – сбор материала о фразеологических единствах (Барахтенко Никита), сращениях (Гамаюнов Денис), сочетаниях (Токарев Алексей), создание бюллетеня (Москалева Татьяна).

Группа 4 – сбор материала о фразеологической многозначности, синонимии, антонимии – работа со словарями – (Моловикова Люда, Линькова Таня) и оформление презентации (Евдокимова Полина).

Группа 5 – подбирают крылатые слова, пословицы, поговорки, отражающие жизненный опыт русского народа (Медведева Люда, Горбунова Юля), оформление словаря (Дудник Данил).

Педагогическая поддержка

Консультирование учащихся.

Оформление результатов проекта

Презентация, информационный бюллетень, буклет.

Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта.

Техническое оснащение

Компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ в интернет.

Программное обеспечение

Издательские программы, мультимедийные энциклопедии, текстовые процессоры.

Время, требуемое для выполнения проекта

2 урока

Материалы на печатной основе

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – М.: Рус.яз., 1981.
  2. Русское слово: Факультативный курс "Лексика и фразеология русского языка": Пособие для учащихся / Л.А. Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарев. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Рус.яз., 1986.
  4. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – М., Медиа, 2007.
  5. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., Просвещение. 1990.

Другие принадлежности.

Интернет, ресурсы . www. elhovka.narod.ru

www. school-sector.relarn.ru

Юдинцева Светлана Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Творческие проекты

на уроках русского языка и литературы

Творчество - момент создания

будущего в настоящем.

Введение

В последнее время слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизирует новизну и нестандартность подхода в решении задач.

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная на применение фактических знаний и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах; Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, обобщения);

5) развивают системное мышление.

Творческие проекты на уроках русского языка

В 5-6 классах учащимся предлагаю создать «Энциклопедию одного слова». Это задание с удовольствием выполняют и ученики 7-10 классов.

Тип проекта: творческий.

Проблема: мы плохо знаем историю некоторых слов, их родословную, а ведь это так интересно.

Почему: информации много, но она находится в различных источниках, что затрудняет работу со словом.

Что делать? Составить энциклопедию одного слова, собрав из различных источников информацию о слове.

Как? С использованием квазиисследовательской деятельности

Результат: сборник работ учащихся

Первый этап - погружение в проект. Учитель должен пробудить у детей интерес к теме проекта, очертить проблемное поле, расставляя акценты значимости. Учитель совместно с учащимися определит цель и задачи проекта - поиск способов решения проблемы проекта.

Второй этап - планирование работы по решению задач проекта. При определении заданий для каждого учащегося используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности.

Вместе с учащимися составляем примерный план энциклопедии одного слова:

Значение слова

Происхождение слова

Однокоренные слова (близкие и дальние родственники)

Синонимы (если есть)

Антонимы (если есть)

Фразеологизмы и афоризмы с этим словом

Жизнь слова в словарях иностранных слов (это задание интересно старшеклассникам)

Интересные факты из жизни слова

Грамматические разборы слова (фонетический, морфемный, морфологический)

Жизнь слова в предложении (синтаксический разбор предложения, в которое включено данное слово)

Жизнь этого слова в других словарях

Жизнь слова в фольклоре (пословицы, поговорки, загадки, частушки)

Жизнь слова в литературе (стихи, сказки, рассказы)

Кроссворд с этим словом

Акростих, ассоциации, рифмы

Иллюстрации к слову

План энциклопедии примерный, и ученики могут как убавлять, так и добавлять страницы в своей работе.

Третий этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.

Четвёртый этап - презентация проекта. Именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Для «Энциклопедии одного слова» ученики сами подбирают слова. За последние годы составлены энциклопедии слов: календарь, дружба, любовь, Родина, берёза, котёнок, часы, мушкетёр, зима, мировоззрение, учитель…

После того, как все индивидуальные проекты сданы, наступает черед группового проекта - оформление сборника «Энциклопедия одного слова».

Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использованных источников.

Рассмотрев подробно работу над одним проектом, назовем темы других творческих проектов по русскому языку :

Сборник творческих работ «Радость жизни». Это печатное издание лучших сочинений по различным темам

Проект «Ода книге»

Сборник творческих работ «Как слово наше отзовется»

Проекты «Дневник Деда Мороза», «Зимние забавы»

Сборник творческих работ «Наши любимые животные»

Энциклопедия имени

По литературе возможно выполнение следующих творческих проектов:

Мой серебряный век (11 класс)

Мой Пушкин

Дружеские, семейные и любовные отношения героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Проект «Опорные конспекты» к литературным произведениям. Например, Н.В.Гоголь «Невский проспект»: «Две дороги с Невского проспекта».

Константин Георгиевич Паустовский сказал: « Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». Творческие проекты по русскому языку и литературе - та самая пища для творчества.

Весь Толстой в один клик

Оцифровка 90-томного собрания сочинения Льва Толстого - один из самых крупномасштабных в России. Сначала книги оцифровали, а потом отдали на вычитку волонтерам. Теперь всё это богатство, включая 31 том писем и 12 томов записных книжек, лежит в открытом доступе во всех основных форматах: PDF, ePub, .fb2, .mobi и html. Интересно, что классик еще при жизни отказался от авторских прав и невольно стал символом глобализации: на титульных листах всех девяноста томов значится «Перепечатывать разрешается безвозмездно».

Литературная карта Петербурга

Известный российский дизайнер и типограф Юрий Гордон литературную карту Петербурга - «От окраины к центру. Говорит город». На карту нанесены более сотни фрагментов книг о Петербурге, и каждый из них набран своим шрифтом. Автор объясняет: «Тексты не просто привязаны к месту — они составляют общий текст. Соседние цитаты разговаривают друг с другом, дальние перекликаются». Например, цитата из Набокова - «там величаво плавает в лазури морозом очарованный Исакий...» - сообщается со строчками Маяковского: «А рядом под пьяные клики строится гостиница «Астория»». Кстати, подобная карта Москвы тоже существует – ее Гордон со своей командой подготовили год назад.

Дизайнерский словарь

Школьный словарь русского языка, созданный дизайнерами и преподавателями СПбГУ, ломает представления о справочной литературе. В 2013 году вышла книга, поразившая всех нетривиальным отношением к иллюстрациям и типографике, а в апреле 2014 появилось бесплатное приложение. В словаре можно найти более 600 авторских статей об истории, структуре и функционировании русского языка, а также определения 2000 лингвистических понятий. Ждан Филиппов, дизайнер проекта: «Мы сделали первое образовательное приложение по русскому языку, на которое можно смотреть без тоски и ужаса. У нас не было цели превратить его в произведение искусства, но некоторые компоненты словаря точно могут существовать как самостоятельный арт-проект. Например, всплывающие окна про писателей со случайно меняющимся составным фоном. Живо могу представить их в жанре веб-искусства или в виде гигантских плазменных экранов на всю стену».

Сайт Года литературы

Нельзя не упомянуть официальный сайт, специалистами Роспечати в честь Года литературы. Теперь там публикуются литературные новости со всей России, описания гуманитарных проектов и анонсы культурных мероприятий. Заполнением основной части сайта занимается центральная редакция, а новости из регионов могут напрямую добавлять журналисты из разных городов. По задумке авторов, на сайте будут широко отмечаться дни рождения писателей и другие знаменательные даты. Например, февраль пройдет под знаком Бориса Пастернака (ему исполнится 125 лет), а в мае будут справлять 75-летний юбилей Иосифа Бродского.

Курс по петербургскому тексту

В конце прошлого года на платформе Лекториум первый MOOC, полностью посвященный петербургской литературе. Сейчас курс «Петербургские перекрестки» уже закончился, но открыта регистрация на следующий запуск – он будет в марте. Под руководством талантливых филологов старшеклассники погрузятся в самую толщу петербургского текста: всё начнется с Державина и Пушкина, а закончится Бродским. Как обещают авторы программы, участники не только познакомятся с городскими мифами и историческими фактами, но и научатся пользоваться полезными литературоведческими инструментами. Самых активных учеников ждет приз – поездка по литературным местам Петербурга.

Русский язык – образование по-новому

Кажется, авторам сервиса «Русский язык. Образование по-новому» то, что было не под силу многим поколениям преподавателей - вдохнуть жизнь в самые скучные упражнения (вставьте пропущенные буквы, укажите неправильные запятые, поставьте тире и т.д.) Приложение совмещает в себе справочник, учебник и тренажер для подготовки к ЕГЭ: можно просто читать теорию и выполнять упражнения, проходить занятия под руководством электронного учителя или решать задания из экзаменационной программы (всего 10 вариантов). Для каждого пользователя, будь то школьник или взрослый, выстраивается персональная траектория обучения - сервис анализирует прогресс и предлагает задания разного уровня сложности. За правильные ответы выдают награды, так что каждый может вырасти от «школьника» до «академика русского языка». Можно соревноваться по количеству баллов с друзьями и одноклассниками - в приложении формируются еженедельные рейтинги как в Foursquare.

Умная школа

«Умная школа», проект Тины Канделаки, анимированные лекции по школьной программе. Это что-то вроде мультиков и инфографики, объясняющих ключевые проблемы классических произведений – те самые, знание которых требуется в ЕГЭ. Уже есть ролики про галерею помещиков в «Мертвых душах», роль «Повести о капитане Копейкине», композицию романа «Война и мир», образы Наполеона и Кутузова и т.д.

Russia"s Open Book

«Возможно, вы думаете, что русская литература является не более чем каталогом страданий, несчастий и горя, однако на самом деле она гораздо больше, чем это». Британский актер и писатель Стивен Фрай выступает в роли ведущего в эпохи Путина, о которых стоило бы знать не только у нас, но и на Западе. Героями Russia"s Open Book стали Захар Прилепин, Дмитрий Быков, Анна Старобинец, Владимир Сорокин, Мариам Петросян и Людмила Улицкая. Помимо бесед с авторами, реплик литературных критиков и цитат, в фильме есть впечатляющие анимационные иллюстрации к новым книгам. На сайте проекта можно посмотреть короткий трейлер, а сам фильм - на Youtube.

Гаджет для чистоты речи

Книжные новости, буктрейлеры, плакаты

Важный проект в области популяризации чтения – всероссийский конкурс буктрейлеров . Для участия нужно снять короткий ролик по любой книге и отправить на суд жюри. Примерно из той же серии – онлайн-магазина Литрес: участники описывали перипетии великих русских книжек в стилистике информагентства. Получились умопомрачительные заметки «Дворник-приезжий оказался догхантером», «Бизнесмен в бегах зарабатывал на трупах» и другие скандальные новости по мотивам классической литературы. В 2012 году Роспечать и Союз книготорговцев выпустили интересную серию плакатов «Занимайся чтением» . Пушкин, Толстой и Чехов в спортивных костюмах призывали повышать читательскую нагрузку и понемногу становиться мастерами в этом виде спорта.

error: