Речевые игры на гласные звуки для детей дошкольников. Открытое занятие для будущих первоклассников "гласные и согласные звуки" Гласные и согласные занятия с дошкольниками

Возможно, заголовок этой статьи покажется вам нескромным, а автор — самонадеянным. Быть может, вы подумаете, что автор использовал такой заголовок для того, чтобы привлечь внимание читателей.

Да, это так. Цель этого заголовка — привлечь ваше внимание к действительно самому эффективному способу в кратчайший срок обучить ребенка буквам русского алфавита и научить его произносить эти буквы звуками. В простоте и действенности этого способа вы убедитесь сами, прочитав эту статью и начав с ее помощью учить своего ребенка буквам. Уже через пять занятий ваш ребенок будет хорошо знать все 10 гласных и начнет запоминать согласные, даже если до этого он не знал ни одной буквы. А, главное, учить буквы он будет в процессе игр и запомнит их твердо.

Но сначала небольшое отступление. Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее эффективных, способов развивать память ребенка и стимулировать мозг в период формирования. Хорошо еще, если к началу обучения чтению ребенок забудет эти преждевременно выученные буквы и не станет произносить их так, как его когда-то научили: Бэ, Вэ, Гэ... или Бы, Вы, Гы..., иначе при чтении это будет очень ему мешать. Вы спросите: "Ну, а если учить ребенка буквам и чтению одновременно, то с какого возраста лучше начинать, с двух лет уже можно?" Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение дня. В результате таких "уроков", построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже немного раньше его можно обучать чтению в группе таких же, как он, детей. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций.

Игровая методика изучения десяти гласных за 5 уроков

Итак, вы задались целью научить своего малыша читать книжки. Начнете вы, конечно, с того, что будете учить с ним буквы. В какой последовательности их учить? Конечно же, не в порядке алфавита и не в полном беспорядке, когда ребенку дают вперемешку то гласные, то согласные.

Важным фактором на начальной стадии обучения чтению по складам является твердое знание ребенком десяти букв, обозначающих гласные звуки (в дальнейшем для простоты я буду называть их просто "гласными"). Я не раз обращал свое внимание на то, что плохо читающие дети, даже школьники, неуверенно называют гласные, а при чтении запинаются, вспоминая, то ли это Е , то ли Ё , то ли Ю . Ввиду первостепенной важности знания десяти гласных для полноценного чтения (чтобы ребенок не "спотыкался" на каждом складе) я разработал эту игровую методику для их быстрого изучения, которой успешно пользуюсь вот уже несколько лет.

Продолжительность каждого из пяти уроков этой методики составляет несколько минут. Уроки проводятся два раза в неделю, а в остальные дни недели родители повторяют с ребенком содержание предыдущего урока в течение двух-семи минут в день. Я подсчитал, что все обучение ребенка десяти гласным по этой методике занимает в общей сложности чуть более часа.

В основу методики положен принцип многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенный выдающимся педагогом Гленом Доманом. В данном случае задача облегчается тем, что в русском языке гласные образуют пары, которые как бы рифмуются: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е . Многократный показ я дополнил пятью разработанными мною закрепляющими играми.

  • Цель занятий по этой методике — за пять уроков дать ребенку твердое знание десяти гласных. Зачастую родители считают, что их ребенок в этом не нуждается: "Он у нас с двух лет все буквы знает". Когда же начинаешь показывать ему буквы, выясняется, что знает он их нетвердо. Путает Е с Ё или с Ю , не знает Э , Ы , иногда задумывается, вспоминая какую-нибудь букву. Прежде, чем приступить к обучению чтению, знание ребенком всех гласных нужно довести до автоматизма.
  • От других способов изучения букв, которые зачастую лишь тормозят их усвоение и затрудняют применение (А — арбуз, И — индюк или О — как бублик, Ю — Юлина буква, Я — похожа на столб с фонарем и т.п.), эта методика отличается простотой и эффективностью.

Урок № 1

Напишите или напечатайте гласные буквы на плотной белой бумаге, каждую на отдельной карточке: буквы А, О, У, Ы, Э — крупным жирным красным шрифтом на карточках размером 12×10см, а Я, Ё, Ю, И, Е — синим жирным шрифтом чуть меньшего размера на карточках 9×10см. На первом уроке вам понадобятся только карточки А, Я, О, Ё .

А Я
О Ё

На обороте каждой карточки напишите эту букву от руки для себя, чтобы не заглядывать на лицевую сторону при показе букв ребенку.

Занятия могут проводиться преподавателем или кем-то из родителей ребенка.

Показ первых двух пар гласных (А — Я, О — Ё).

Сложите две пары карточек в стопку, как указано на левом рисунке, оборотной стороной к себе. Переложите ближнюю к вам карточку А вперед (как указано стрелкой на правом рисунке) и покажите ее ребенку. Скажите: "Это — А ". Потом переложите вперед следующую карточку и скажите: "Это — Я "; потом — "Это — О "; а потом — "Это — Ё ". Каждую карточку показывайте не дольше 1-й секунды. Делайте это весело, в виде игры. Смотрите не на карточки, а в глаза ребенку, чтобы видеть, куда он смотрит, и привлекать его внимание. Буквы А и О большинство детей уже знает. Можно сделать паузу и дать ребенку возможность самому назвать их. А буквы Я и Ё быстренько называйте сами, раньше ребенка, чтобы не дать ему возможности ошибиться. И не требуйте, чтобы ребенок повторял их. Ваша задача — быстро показать эти четыре буквы и одновременно продекламировать маленький стишок:

"Это — А "

"Это — Я "

"Это — О "

"Это — Ё "

Дети без труда запоминают и более длинные стихи, а тем более такой легкий стишок они скоро начнут повторять самостоятельно.

Если вы преподаватель, объясните присутствующей на занятиях маме ребенка, что она должна показывать ему и называть эти четыре буквы ежедневно до следующего занятия не менее пяти раз в день. Пусть она проделает это в первый раз в вашем присутствии, чтобы вы могли поправить ее, если она что-то делает не так. Не стесняйтесь объяснять родителям все так же подробно, как и их детям, и проверять, как они вас поняли. Перемешайте карточки. Попросите маму разложить их в нужном порядке. Потом она должна посадить или поставить ребенка перед собой и во время показа букв смотреть ему в глаза. Незнакомые ребенку буквы она должна произнести четко и раньше него. Типичная ошибка, когда мама достает очередную букву и держит ее в другой руке, не накрывая ею крайнюю букву. При этом ребенок одновременно видит две буквы.

Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее полминуты в день, т.к. один такой показ длится пять секунд. Важно только не пропускать их. Постепенно паузу после слова "Это..." нужно увеличивать, а само слово произносить с вопросительной интонацией, как бы поощряя ребенка самому называть буквы. Ребенок должен просто назвать букву. Он не должен говорить "это А " или "буква А ". Отдайте маме изготовленные вами четыре буквы, попросите приносить их с собой на занятия.

Урок № 2

К началу этого урока дети уже повторяли в течение двух-трех дней вслед за мамой А, Я, О, Ё и хорошо запомнили их в этом порядке.

Закрепляющие игры.

Теперь с этими четырьмя буквами нужно сыграть в пять закрепляющих игр для того, чтобы дети твердо запомнили их как в порядке выученного стишка, так и по отдельности.

Разложите на столе перед ребенком четыре карточки парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого приступайте к играм.

А Я
О Ё

1-я игра. "Ветер". Объясните ребёнку, что красные буквы — это большие братья, а синие — маленькие братики. Потом скажите: "Налетел ветер и перемешал всех братиков". Перемешайте буквы сами, чтобы они не оказались перевернутыми. Потом пусть ребенок сложит их по порядку парами, называя вслух: А — рядом Я , О — рядом Ё (поначалу с вашей помощью).

2-я игра. "Прятки". Накройте меньшие карточки большими (красные буквы сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: "Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы Леночка их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О ? Правильно, под О спрятался Ё ! А под А ? Правильно, Я !"

3-я игра. "Перепрятки". Играете так же, но на этот раз наоборот — большие братья прячутся под маленькими.

4-я игра. "Ворона". Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: "Ворона летела, летела, летела, летела и... буковку съела". Быстро накройте ладонью одну из букв: "Какую букву ворона съела?" Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву вы собираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте букву. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: "Рядом с О . Правильно, Ё !" Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.

5-я игра. "Карты". Теперь этими же карточками играйте с ребенком так, как взрослые играют в карты. Вы тасуете карты, потом бросаете на стол перед ним карточку и спрашиваете: "Что это?" Назвал правильно — выиграл и забрал карточку, ошибся — забирает другой ученик, а дома — мама. Не торопитесь разрешать другим ученикам подсказывать, дайте ребенку немного подумать. Поначалу попробуйте бросать карточки парами: сначала О , за ней Ё , А Я и т.д. Если ребенок выигрывает уверенно, бросайте парами, но в обратном порядке. Потом начинайте бросать вразброс.

Присутствующая на уроке мама запоминает и записывает, как играть в эти пять игр дома. Играть нужно только один раз в день, если ребенок сам не просит больше. Но каждый раз прекращайте игру, пока он еще хочет играть: "В другой раз доиграем".

Показ трех пар гласных (А — Я, О — Ё, У — Ю).

После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, достаньте следующую изготовленную вами пару карточек У — Ю , надпишите их на обороте для себя и добавьте их в стопку (после урока отдайте эту стопку, все шесть букв, маме).

А Я
О Ё
У Ю

Показывайте теперь ребенку уже три пары букв так, как вы показывали ему на уроке № 1 две пары. Только на этот раз первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме). Дайте маме те же наставления, что и на уроке № 1. К следующему уроку за два-три дня показа ребенок запомнит уже новый стишок:

"Это — А "

"Это — Я "

"Это — О "

"Это — Ё "

"Это — У "

"Это — Ю "

Отдайте маме эти шесть изготовленных вами букв, попросите принести их с собой на следующее занятие.

Внимание! После урока № 2 мама показывает ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных, но в закрепляющие игры играет с ним пока лишь на первые две пары (А — Я, О — Ё ) один раз в день.

Урок № 3

К началу этого урока дети уже выучили стишок:

"Это — А "

"Это — Я "

"Это — О "

"Это — Ё "

"Это — У "

"Это — Ю ",

а буквы А, Я, О, Ё благодаря пяти закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных У и Ю .

Закрепляющие игры.

Разложите на столе перед ребенком следующие шесть карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме).

Отдайте маме все изготовленные вами буквы, попросите принести их с собой на следующее занятие. Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного из них.

Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже эти три пары гласных, отложив в сторону хорошо знакомые ему А — Я . А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры лишь на первые три пары: А — Я, О — Ё, У — Ю (пока без Ы ,— И ).

Урок № 4

К началу четвертого урока дети знают парами следующие гласные: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И , а буквы А, Я, О, Ё, У, Ю благодаря закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных Ы и И .

Закрепляющие игры.

Вы уже поняли, что количество гласных, с которыми мы играем в закрепляющие игры, увеличивается с каждым уроком: на втором уроке мы играли с четырьмя буквами, на третьем — с шестью, а теперь в эти пять игр нужно сыграть уже с восьмью буквами.

Разложите на столе перед ребенком следующие восемь карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.

А Я
О Ё
У Ю
Ы И

Показ трех пар гласных (У — Ю, Ы — И, Э — Е).

На этот раз вы убираете уже две первые пары карточек А — Я и О — Ё , а достаете последнюю изготовленную вами пару Э — Е . Надпишите и эти карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку. Общее количество показываемых букв по-прежнему равно шести и стишок остается таким же легким для запоминания. Важно и то, что буквы Е и Ё , которые дети часто путают, никогда не "встречаются" при показе: когда "пришла" буква Е на четвертом уроке, буква Ё уже "ушла". Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке.

У Ю
Ы И
Э Е

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а новые для него Э и Е вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (лишний раз напомните об этом и маме). Отдайте маме все десять изготовленных вами букв, попросите приносить их с собой на занятия. Скажите ей, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести-семи минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного. Но правда очень это беспокоит..
Спасибо!

10.05.2015 16:40:29, natka-Lu

А как понять - ребенок уже запомнил букву или нет, если ему еще 4 месяца и он не может говорить

Эта статья соответствует современному уровню представлений о раннем развитии, заданному в книге Читать - раньше, чем ходить в 1995 - 1996 году.
Автор совершенно правильно утверждает:
"Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно."
"Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение."
- То есть, буквы следует изучать, если одновременно вы будете обучать чтению, иначе ребенок быстро забудет буквы.
Какая тут ошибка у автора, если она есть?
Эта ошибка чисто техническая, но она может сыграть роковую роль - сам то автор, видимо, интуитивно в курсе, но он называет "буквы" - буквами, а не буквозвуками, как рекомендуется в системе "настоящего раннего развития Читать - раньше, чем ходить". Из текста видно, что он не исключает называть буквы БЭ, ГЭ, ДЭ и т.п. Но это - категорически исключено в системе Тюленева, который с 80-х годов что нельзя ни одного раза говорить ребенку БЭ, ГЭ и т.п., потому что ребенок мгновенно запоминает и потом ему очень трудно составлять слова из букв БЭ, МЭ, ГЭ и т.п.!
Ещё уточнение.
На вопрос, с какого возраста, автор отвечает, что с двух лет можно начинать:
"Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение дня."
Это правильно, но начинать по методике Читать - раньше, чем говорить Шароварова и "Читать - раньше, чем ходить" Тюленева можно начинать ещё до года.
Так, в 2002 году на самом деле, зафиксировано, что ребенка по специальной методике можно научить читать уже в полгода - на этой конфе об этом сообщалось.
Вот ещё уточнение. Автор рекомендует:
"Напишите или напечатайте гласные буквы на плотной белой бумаге, каждую на отдельной карточке: буквы А, О, У, Ы, Э - крупным жирным красным шрифтом на карточках размером 12×10см, а Я, Ё, Ю, И, Е - синим жирным шрифтом чуть меньшего размера на карточках 9×10см...."
- для занятий в группе такой размер карточек может пригодиться.
Однако с 1988 года доказано, что могут использоваться карточки гораздо меньшего размера, например, карточки "Азбука гениальности" - Универсальная Развивающая Азбука Методов Интеллектуального развития, сокращенно -УРАМИР - для занятий с новорожденным имеют размеры 7 х 3 см.
В целом же статья замечательная, хотя нет ссылок на первоисточники, и многие из идей и рекомендаций книги Читать - раньше, чем ходить в этой статье либо не усвоены, либо автор о них не знает...
Я считаю, именно вот так, как сделал это Поляков, надо прорабатывать каждый шаг методик раннего развития. :)

ой, прям диссертация целая, я просто учила звуки, а потом учились читать по Жуковой и с мелким и со старшим

, Коррекционная педагогика

  • Закрепить знания детей - о гласных и согласных звуках, их условное обозначение, продолжать учить детей определять и выделять ударную гласную позицию в начале слова и позицию твердых согласных звуков в конце слова, учить детей проводить звуковой анализ односложных слов, учить заменять звуки в слове "ком" буквами, находить буквы на листе бумаги, продолжать учить выслушивать высказывания взрослого и своих товарищей, не перебивая их, учить отвечать полными предложениями.
  • Развивать произвольное внимание, память, речевое (фонематическое) восприятие, мелкую моторику пальцев рук, словесно-логическое мышление.
  • Воспитывать усидчивость, интерес к занятию, желание оказать помощь другим.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра: "Перекличка" (с мячом). Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук. (Дети называют свои имена и садятся).

2. Сообщение темы занятия.

Незнайка просит помощи у детей. Дети вспоминают гласные и согласные звуки.

Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.

3. Повторение гласных звуков (их символы).

Гласные тянутся песенкой звонкой

И - и - и - и.

А - Могут заплакать и застонать:

О - о - о - у - у - у.

Могут качать в колыбели Аленку:

А - а - а - а.

Могут, как эхо, в лесу закричать:

Ау! Ау! Ау!

Могут летать высоко в синеву:

А, о, у, и, э, ы.

Не желают свистеть и ворчать.

4. Анализ и синтез прямых слогов.

Встреча гласных и согласных звуков.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Пальчиковая игра: "Дружат в нашей группе девочки и мальчики, мы с тобой подружим наши пальчики". Согласные и гласные звуки тоже подружились. Ма, мо, му, мы, ми, мэ; на, но, ну, ны, нэ; ва, во, ву, вы, ви, вэ, ка, ку, кы, ки, кэ.

5. Выделение гласных звуков в начале слова и твердых согласных звуков в конце слова.

Аист, ослик, ива, утка.

Сок, дом, слон.

Игра "Прятки". Работа по звуковой линейке.

6. Физминутка. Дети встали, закрыли глаза.

Открываем мы глаза,
Вдох - и долго тянем: "А - а - а - а..."
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: " О - о - о - о"
Днем по горкам ездим мы: " Ы - ы - ы - ы".
Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - у - у - у".

7. Звуковой анализ и синтез слова "ком "

Игра "Цветная фотография". Схема слова "ком". Замена звуков буквами, работа по кассе букв.

8. Игра: "Буквы рассыпались"

Обведи буквы.

Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем.
Пишем их старательно.

Язычок наш отдохнул,
Много нового узнал.
Он немного притомился,
К себе в домик возвратился.

Спать ложись-ка, Язычок!
Рот закроем на замок.
Отдыхать тебе пора.
Отдохнем и мы, друзья!

9. Итог занятия. Оценка деятельности ответов детей.

Занятие заканчивается сюрпризным моментом.

Речевые игры-разминки на гласные звуки для детей дошкольников.

Уважаемые педагоги, коллеги-логопеды, представляю Вам материал для использования на занятиях в качестве речевых разминок, минуток отдыха, в перерывах для смены деятельности, режимных моментов.
Актуально использовать речевые разминки на определённый звук при ознакомлении с ним на занятиях, а также для автоматизации и закреплении данных звуков. Для детей младшего дошкольного возраста эти упражнения тоже будут интересны и доступны.
Задачи речевых разминок:
1. Воспитывать речевой слух детей: слуховое внимание,фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох;
4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса;
5. Формировать правильное произношение звуков, их автоматизацию в речи.
6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.
7. Воспитывать интонационную выразительность речи;
8. Формировать умение соотносить речь с движениями, т.е.работа над общей моторикой.
9. Совершенствовать мелкую моторику рук.
10. Активизировать словарный запас на определённый звук.
11.Упражнять детей в самомассаже.

Речевые разминки на гласные звуки: А, У, О, Э, Е, И, Ы.
Активно работают губы. Произносим нужные гласные звуки в стихах на выдохе длительно.

А, У
Мы в лес пойдём
(шагаем на месте)
Детей позовём:
(руки рупором)
Ау, ау, ау!
Никто не отзывается,
Ау,ау,ау (руки рупором, поизносим тише, чтобы одновременно работать над силой голоса)

Мы учили букву У (в воздухе пишем пальчиком букву У)
Мы учили букву А (в воздухе пишем букву А
Малыши кричат: УА! (поём длительно)
Мы в лесу кричим: АУ! (руки рупором, длительно поём)

Песенку поёт труба:
(имитируем игру на трубе)
У…У…У… А…А…А…
Трубачи поют в ответ:
А…А…А… Ура! Успех!

О
Не под окном
(руки окошком, правая над головой, левая на уровне шеи)
А около (руки вперёд)
Каталось О
(руки вперёд образуют овал)
И охало.
Не под окном, (руки окошком, правая над головой, левая на уровне шеи)
А около (руки вперёд)

«Ох-Ох, Ох-Ох» - баба сеяла горох
(руки кольцом перед грудью, и назад за спину)
Ой, горошки покатились
(постукивание кончиками пальцев по ладошке)
И назад не воротились (ладошки рук приложить к щёчкам и покачать головой)

И, У
Улыбнулись губки нам (упражнение «Улыбочка»)
Ух, как рады, мы друзьям
(посмотрели друг на друга улыбнулись)
Все игрушки уберём (приседания, имитируем уборку игрушек)
И гулять быстрей пойдём! (шагаем на месте)

И, А

Часики стучат вот так.
Тик-Так, Тик-Так (наклоны головой вправо и влево)
Интересно будет нам
Будем заниматься
Будем мы стараться(присаживаются на занятие)

И-А, И-А (Руки в стороны-И, руки вниз-А)
Ослик нам кричит: ИА
Ослик песенки поёт,
Широко раскрывши рот: И-А
Э
Будем этажи считать.
(присели на корточки)
1,2,3,4,5- (потихоньку встаём на каждый счёт)
Этажи, этажи,
Теперь эхо повтори.
Дети по очереди произносят слово: Этажи.

Ы
Мышка мышке говорит (руки на макушке -ушки, повороты вправо-влево):
Принеси на завтрак сыр
Дырка к дырке (пальцы указательный и большой кольцом)
Вот и сыр.
Больше дырок -лучше сыр (к большому пальчику присоединяются все пальчики поочерёдно)

Ы,О
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на месте)
Ставим ножку на носок (правую ножку на носок)
Слышишь как кричит медведь: ЫЫЫЫ (протяжно поём: Ы)
Ну-ка, мишка, не реветь! (грозим пальчиком)

Е
Ехали мы, ехали (изображаем руль)
К елям мы подъехали.
Ели ветками шумят (качаем ручками, изображая ветки ели)
Ели уколоть хотят (пальчиком, ноготком покалываем по ладошке)

Цель: Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по гласным звукам.

Задачи:

  1. Закреплять знания о гласных звуках, воспроизводить на слух звуковую цепочку.
  2. Развивать мыслительную деятельность при отгадывании загадок и уметь выделять заданный звук в словах и определять его место в словах.
  3. Развивать зрительное восприятие и узнавание на основе гласных букв.
  4. Развивать логическое мышление при выполнение заданий.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал - картинки отгадки, карточки с большими нарисованными глас-ными буквами, символы обозначения гласных звуков, схема "птичка" для определения места за-данного звука, мяч, большая карточка с нарисованными буквами способом наложения, совмеще-ния "замаскированные буквы, игра "Собери буквы из частей".
  • Раздаточный материал - на каждого ребёнка схема "птичка", пеналы с цветными кружками, ин-дивидуальные карточки, счетные палочки, тетради для выполнения заданий, маркеры, карандаши.

Ход занятия

1. Ребята, сейчас мы будем путешествовать по стране звуков и букв. Чтобы попасть в эту страну, надо отгадать загадки, а отгадками будут картинки, разложенные на столе. Определите, на какой звук начинается слово, и выберите нужную букву. (Дети отгадывают загадку, определяют звук и находят карточку с определённой буквой). Задание может выполняться стоя у доски.

Загадки:

Картинки и буквы выставляются на доску.

А, О, У, Э, И, Ы - Какие это звуки? Почему они называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем? (выставляются карточки-символы гласных звуков).

Дети садятся за столы.

2. А сейчас посмотрите на меня. "Узнайте звук, который я произнесла без голоса".

(дети должны узнать звук из ряда звуков по беззвучной артикуляции и произнести его).

3. Поиграем в игру "Слушай внимательно" - надо повторить звуковую цепочку.

АОУИ ИАОЭ
ОУИА ЫУАО
ИУОА АОУИ

4. Ребята определите "Где стоит нужный звук?" в слове.

  • "А" - Автобус, рукА
  • "О" - мОст, ОкнО
  • "И" - Ира, ИрИс (используются схема-птичка)
  • "Э" - Эхо, поЭт
  • "У" - Утка, рУка
  • "Ы" - мЫло. столЫ

Что надо сделать, чтобы увидеть звуки? (нарисовать, показать, выложить из палочек буквы)

Дети могут самостоятельно выложить гласные буквы из счетных палочек.

5. А сейчас выполните задание "Жук-буквоед" (жук съел часть буквы, допишите её).

Дети работают в индивидуальных тетрадях, затем проверяют, сравнивая с образцом.

Физминутка: "Дождик"

Капля раз, капля два, (ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)
Очень медленно сперва. (тоже самое)
А потом, потом, потом, (руки сгибаются в локтях; сначала медленно, а затем
Всё бегом, бегом, бегом. (с ускорением бежать на месте)
Мы зонты свои раскрыли, (остановиться; руки в разные стороны, а затем руками
От дождя себя укрыли. изображается над головой вид "зонтика")
Игра с мячом " Скажи наоборот" (высокий-низкий, темно-светло, девочка-мальчик, зима-лето, дедушка-бабушка и т.д.)

Поиграли, будем продолжать заниматься.

6. Следующее задание для "внимательных глазок".

"Зачеркните лишние буквы" - (детям предлагаются карточки, на которых нарисованы знакомые гласные и согласные буквы).

7. "Найдите каждой букве пару и соедините их линией" (можно работать у доски и индивидуаль- но) - задание на внимание.

8. "Расшифровать цепочку из гласных букв" - используя буквы-подсказки, впишите нужные бук-вы в свои геометрические формы и прочитайте цепочку из букв.

Следующее задание можно выполнять стоя вокруг общего стола.

9. "Соберите буквы из частей и назовите слова на эти буквы" (на столе беспорядочно разложены части разных букв).

10. А теперь посмотрите внимательно и назовите, какие здесь спрятаны буквы - задание на зрительное восприятие и узнавание. В этом задание дети должны узнать буквы, наложенные друг на друга или совмещённые "замаскированные буквы".

Оценка занятия.

Литература:

1. Прокошева О.В. "Система занятий по подготовке к обучению грамоте" часть 1 "Хочу читать"; часть 2 "Могу читать" Мурманск, 1998г.

2.Ткаченко Т.А. "Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте" Москва "ЭГСИ" 1999г.

Лидия Тарасова

Каждый учитель и воспитатель знает, что любой, даже самый сложный материал, легко запоминается детьми в игре, через сказку, через яркие образы и ассоциации. В течение 40 лет педагогической работы, я самостоятельно придумываю такие сказки и яркие ассоциации. Предлагаю несколько вариантов моих сказок. Их может использовать логопед, воспитатель, учитель начальных классов.

Тема о звуко-буквенном анализе слов достаточно сложная для усвоения детьми, как дошкольниками, так и младшими школьниками. Даже в первом классе дети длительно не могут усвоить этот материал. После проведения 2-3 занятий со сказками дети мгновенно определяют гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки.

Для наиболее эффективной работы, я разделила материал на 3 части, которые можно проводить как фрагменты занятий или, наоборот, объединить нужные разделы (в зависимости от состава группы или класса, способностей детей):

I. Звуки и буквы.

II. Знакомство с гласными и согласными с помощью сказки. Упражнения в узнавании гласных звуков.

III. Упражнения в узнавании согласных звуков. Гласные - согласные.

I. Звуки и буквы.

У нас есть глаза и уши, для чего они нам нужны? (Глаза,- чтобы видеть, уши,- чтобы слышать).

Закройте глаза. Вы ничего не видите, зато вам всё слышно. Что вы слышите? (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)

Открыли глаза. Это мы слышали звуки – звуки шума за дверью, звуки машины, звук телефона. Звуки мы слышим ушами. Давайте проверим. Закройте пальчиками уши, хорошо закройте. И я закрою свои уши, а когда я открою, вы тоже их откроете. Будете смотреть на меня, договорились?

Воспитатель или учитель закрывает свои уши, и говорит что-то очень тихим шепотом, или делает вид, что говорит, только шевелит губами. Затем открывает уши, дети тоже открывают.

Вы слышали, что я сказала? (Нет). Почему? (Потому, что у нас были закрыты уши). А как вы догадались, что я не молчу? (Потому, что губы двигались).

Пусть ваши глазки ещё поработают – будем только смотреть.

Что вы видите? (Молча, показываем разные предметы, дети называют, что они видят. Последнее, что показываем - буквы. Это может быть алфавит или любая картинка с изображением букв).

Все предметы и буквы мы видим.

Послушай, что я скажу: А, О, М, …. Что я сказала звуки или буквы? (ЗВУКИ, потому что мы их слышим).

Дети не станут ошибаться, когда начнут понимать разницу в понятиях видеть и слышать .

II. Знакомство с гласными и согласными звуками с помощью сказки.

Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим рука , а в старину говорили длань , мы говорим глаза , а раньше говорили очи , губы – уста, палец – перст, голос- глас.

Так вот, тогда, в старину, люди сочинили много сказок. Мы эти сказки знаем. Давайте их вспомним. Какие вы знаете сказки? (Дети называют сказки). В этих сказках много таких старинных слов, которые мы сейчас не употребляем, но понимаем эти слова. Например: царство, замок, теремок, колобок, сусеки («по сусекам поскребла…»).

А сейчас я вам расскажу новую сказку. (Сказку надо рассказывать загадочным тоном, эмоционально).

В одном царстве жили - были очень интересные жители. У них были волшебные шапки-невидимки. Когда их видели и слышали, они назывались БУКВЫ. Но когда они надевали шапку - невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они превращались в ЗВУКИ.

Жили они дружно.

Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один, не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ.

Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете?» Те грустно ответили: «Да, согласные…» Так и решили их назвать - СОГЛАСНЫЕ.

Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.

Примечание: Позже сказка будет продолжена о твёрдых - мягких, звонких – глухих.

1)Вокально-игровые упражнения.

(Очень важно: надо не просто издавать звук, а напевать мотив, мелодию конкретной песни).

Сначала, назовите, какие песни вы знаете.

Дети называют знакомые песни. Обычно, это детский репертуар – «В лесу родилась ёлочка», «Солнечный круг», «Я на солнышке лежу», «Антошка» и другие. Можно использовать песни, которые дети недавно учили на музыкальных занятиях.

Давайте споём 1 куплет песни «В лесу родилась ёлочка». (Поём вместе с детьми). А теперь послушайте, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А):

А-А-А-А-А-А-А-А

А-А-А-А-А-А…

Вот поёт эту песню звук О:

О-О-О-О-О-О-О-О

О-О-О-О-О-О-О…

А теперь вы спойте, покажите, как будет петь У.

(Дети поют песни на предложенные гласные звуки).

Давайте споём другие песни, например «Я на солнышке лежу», «Солнечный круг» …

Дети поют один куплет, выбранной ими песни. Затем показывают, как эту песню поёт, предложенный учителем или воспитателем гласный звук.

2).Упражнения: тихо – очень тихо.

Дети поют песни с помощью гласных тихо, затем очень тихо. В конце года можно познакомить ребёнка с понятием «про себя».

III. Упражнения в узнавании согласных звуков. Гласные – согласные.

1). Повторение пройденного материала: Звуки и буквы. Гласные и согласные.

2). Упражнения в узнавании согласных звуков

Давайте пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. А потом придумаем слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.

На каждый звук дети придумывают свои термины. Чаще всего, они предлагают такие варианты:

Б– бухтит;

В– ворчит;

Г– гогочет;

Д– долбит;

Ж – жужжит;

З – звенит;

К – кряхтит;

Л– лопочет;

М– мычит;

П– пыхтит;

Р– рычит;

С– свистит;

Т– тарахтит;

Ф– фыркает;

Х– хрюкает;

Ц–цекочет (как кузнечик);

Ч– чухает (как поезд);

Ш– шипит;

Щ– щёлкает; На этот звук дети придумывают массу других вариантов…

Обращаем внимание детей, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.

После обыгрывания каждого звукоподражания дети быстро узнают согласный звук.

Теперь предлагаем отличать гласные и согласные звуки.

3). Упражнения в узнавании гласных и согласных звуко в.

Давайте проверим, как вы запомнили сказку, какие звуки гласные, а какие согласные. Но сначала выучим 2 слова: «гласные – красные». В этом нам помогут пальчики левой и правой руки.

Приготовили левую руку. Скажем 1 раз и загнём 1 пальчик, второй раз- загнём второй пальчик и будем загибать все пальцы левой руки. Начали:

«гласные – красные» – 1-й пальчик!

«гласные – красные» – 2-й пальчик!

«гласные – красные» – 3-й пальчик!

«гласные – красные» – 4-й пальчик!

«гласные – красные» – 5-й пальчик!

А теперь вторая, правая рука: …

Как правило, после этого упражнения, дети очень хорошо запоминают, что гласные обозначают красный цвет.

Возьмём в руки красные и синие фонарики. Поднимите нужный фонарик: Если звук будет гласный, какой поднимем фонарик? - красный, если согласный - синий.

Когда я назову звук, вы попробуете пропеть этим звуком вашу любимую песню. Только петь надо очень тихо. И вы сразу услышите,- поёт она или издаёт разные звуки, а песни не получается.

Учитель или воспитатель называет звук, дети поднимают нужный фонарик.

Этими занятиями я пользуюсь много лет. Бывшие выпускники наших групп говорили, что мои сказки очень помогали им в школе.

error: