История фабрики энди уорхола. Лучший свет на земле Фабрика уорхола от а до я

Энди Уорхол – художник, фотограф, режиссер, дизайнер, основатель направления поп-арт, создатель «Фабрики»... Человек-легенда. Он заставил мир по-новому посмотреть на мир искусства. И его по праву считают открывателем стиля лофт. Мы уже публиковали материал, полностью посвященный лофту, и в этот раз перед нами стоит задача как можно более полно рассказать о студии Энди Уорхола и его взглядах на дизайн интерьера.

Пожалуй, при упоминании стиля лофт сразу возникают ассоциации «большое пространство», «голые стены», «кирпич», «искусство», «оригинальная мебель» и… «Энди Уорхол». Все, кто хотя бы немного интересуется дизайном и архитектурой, знает, что первый лофт – это «Фабрика» культового художника Энди Уорхола. Несмотря на то, что лофт как стиль сформировался относительно недавно – в середине XX века – сегодня его уже, пожалуй, можно назвать классикой современного дизайна.

Рождение «Фабрики»

Чтобы понять, как появился стиль лофт, давайте посмотрим, какими были 40-е годы XX века в Нью-Йорке. Прежде всего, это время, когда город стал чувствовать себя спрессованным, и возникла острая необходимость расширять его границы. Для того, чтобы решить проблему, власти вывели промышленные и производственные предприятия в спальные районы и в сельскую местность. Теперь старые здания на Манхэттене, в которых располагались фабрики и заводы, стали пустовать, но это было не долго. Высокая плотность населения и ограниченность города привели к тому, что недвижимость в центральных районах стремительно дорожала, однако при этом огромные пустующие заводы и фабрики сдавали в аренду практически за бесценок, потому что они были никому не нужны. Художники, музыканты и архитекторы воспользовались сложившейся ситуацией, чтобы организовать собственные студии. Как вы понимаете, жили и творили художники в одном месте.

По словам американского кинематографиста, поэта и ценителя современного искусства Жерара Маланги, Энди Уорхол тоже подыскивал себе помещение для мастерской. На поиск ушло около 6 недель, и он случайно наткнулся на огромное промышленное пространство с деревянными полами и окнами во всю стену. Это было неподходящее на первый взгляд место для художественной студии, но обшарпанность и холод бетона, огромные потолки придавали будущей мастерской особую, богемную ауру. Уорхол был очень доволен своим выбором. Таким образом и появилась «Фабрика» («The Factory») – арт-студия Уорхола, где чуть ли ни в буквальном смысле рабочие штамповали картины, снимали копии и проявляли фотографии.

Первый адрес этой богемной мастерской – Манхэттен, 47-я улица, дом 231, 5 этаж. Стены, пол, потолок, мебель – все было выкрашено серебряной краской, отсюда появилось название «Серебряная фабрика» («Silver Factory»). Она активно функционировала с 1964 года. Затем за годы своего существования студия сменила множество адресов.

Так, в течение следующих 11 лет детище Уорхола располагалось в огромном помещении на Бродвее, 860. На этот раз «Фабрика» занимала целый этаж, имела собственный выход к грузовому лифту и второй лестнице. Энди пережил покушение на свою жизнь и теперь по-другому относился к вопросам безопасности: несколько выходов позволяли ему незаметно покинуть помещение в случае происшествий.

Закат «Фабрики» произошел в 1984 году, когда она переехала в обычный офис на 33-й улице.


"Серебряная эра"

Пожалуй, наиболее ярко дух эпохи и атмосферу в студиях Уорхола передает «Фабрика», располагающаяся по первому адресу. По отношению к ее оформлению актуальны слова самого художника:

«Украшения не делают человека красивее, но помогают ему чувствовать себя красивее. Если на красивого человека надеть украшения и красивую одежду и поместить его в красивый дом с красивой мебелью и красивыми картинами, человек останется таким же, но будет думать, что стал красивее. А вот если красивого человека одеть в тряпье, он станет уродливым. Всегда можно сделать человека менее красивым. Красота, которой грозит опасность, становится более красивой, но красота в грязи становится уродливой» .

Идея создания «Серебряной фабрики» («Silver Factory») пришла к Уорхолу, когда он увидел квартиру своего друга фотографа, режиссера и дизайнера Билли Нейма. Она была вся покрашена в серебряный цвет. Нейм оформил «Фабрику» и лифт в том же духе: разбитые зеркала, фольга, серебряная краска. Уорхол и Нейм задекорировали фольгой практически все: трубы, воздуховоды и даже унитаз. Под потолком парили серебряные воздушные шары. Художники экспериментировали с освещением «Фабрики», устанавливали в разных местах зеркала, украшенные бисером и перьями. На некоторых стенах двери были нарисованными. «Фабрика» стала действительно сказочным местом.

Обстановка студии поражала своим богемным, небрежным шиком. Так, гости «Фабрики» находили на свалках интересные вещи и приносили их в мастерскую. Например, Билли Нейм нашел на улице во время одной из своих ночных прогулок красный изогнутый диван. Этот диван очень хорошо вписался в серебряный интерьер и быстро стал любимым местом отдыха гостей Уорхола. Энди часто использовал его и в качестве декораций для съемок своих андеграундных фильмов. К сожалению, во время переезда в 1968 году диван был утерян.


Let’s dance

О «Фабрике» Уорхола действительно можно сказать, что там штамповалось искусство. Это было место, где обитала американская богема. Сюда можно было прийти без приглашения и стать частью мира искусства. На «Фабрике» собирались актеры, режиссеры, фотографы, дизайнеры, художники, тусовщики и свободные мыслители. Расцвет детища Уорхола по-другому называют «Серебряная эра», это связано не только со специфическим цветовым решением лофта, но и с особой декадентской атмосферой нескончаемых вечеринок, «моря» денег, наркотиков и «звезд».

Среди «звезд», которых выпустила «Фабрика» можно назвать актрису и светскую львицу Эди Седжвик, певицу и композитора Нико (Криста Пэффген), актрису и художницу Ультрафиолет (Изабель Коллин Дюфрен), актрису Кэнди Дарлинг, актера Пола Америка и других.

Часто тусовки Уорхола посещали Мик Джаггер (The Rolling Stones), Боб Дилан, Джим Моррисон (The Doors), Сальвадор Дали и другие. Многие из них принимали участие в различных проектах Уорхола.


В середине XX века лофт был синонимом чего неординарного, супермодного и невероятно современного. Сегодня принципиально ничего не изменилось, лофт – это свобода, скандал, неформат. Посмотрим, что будет дальше. WoodInteria

Э. Уорхол Философия Энди Уорхола (От А к Б и наоборот) = The philosophy of Andy Warhol (From A to B and back again), М.: Аронов, 2002.

В 1963 году Уорхол приобретает здание в Манхэттене, которое получает название «Фабрика». Здесь Энди ставит на массовое производство произведения искусства. Однако «Фабрика» нарушает привычные представления об уединенной мастерской художника. «Фабрика» — становится синонимом вседозволенности. Она превращается в некий модный салон, прибежище для богемы, где актеры, музыканты и художники веселятся, окунаясь в наркотический трип, и всеми способами желают выманить улыбку самого Энди Уорхола, которой он нередко одаривал других.

Вы думали, что для работы художника нужно уединение? Как бы не так. В Фабрике бурлила разгульная жизнь, но при этом она производила до 80 шелкографий в день, а в год выпускала около тысячи работ. Да, Фабрика — это коммерческое предприятие, где Энди — руководитель. При этом Фабрика стала Меккой для богемы. Стены, окрашенные в серебряный цвет, символизировали новое искусство.

Все, все желали оказаться в Фабрике. Я говорю вам, что там царила атмосфера вседозволенности. Но понимаете ли вы всю ее широту? Это не просто наркотики и секс, это еще и полная свобода действий. Один герой не выходил из Фабрики больше года, таким образом он пытался достичь нирваны. А в другой комнате читали стихи и упивались алкоголем, во второй обсуждали все самые свежие сплетни, в третьей ругались.

Сам Энди работал в уединенном уголке, регулярно выходя в «свет» своей Фабрики, где на него тут же нападали юные девицы, желающие приковать к себе внимание этого гения. Энди упивался вниманием, купался в атмосфере тусовки, он жил всей этой роскошью откровенно развратной модели: делал комплименты, улыбался, разговаривал и шутил, обманывал, лгал, покупал запрещенные вещества и подсаживал на них других.


Энди быстро забывал о людях, и вчерашние любимчики мигом становились просто «никем». Он не любил людей, у Энди вообще было своеобразное понимание любви.

Люди сильно преувеличивают значение любви. Она не всегда так важна. То же относится к жизни — ее значение люди тоже преувеличивают.

Особенное понимание жизни, и оно создает чувство, что Энди устал от жизни. Он любил говорить в интервью, что было бы намного лучше, если бы он не рождался.

Я не хотел рождаться. Это было ошибкой. Все равно как меня выкрали и продали в рабство. Меня никогда не трогали собственные работы. Я делаю дешевую писанину и нравлюсь обычным людям

Все это рождало особое отношение и к людям. Он любил наблюдать за их падением. Он любил, когда постетители Фабрики открывали ему свою душу, а он нагло записывали все это на пленку. Энди снимал кино, где люди обнажали свои души. И не только души, но и…

Но и задницы. Впрочем, многие гости Фабрики искренне верили Энди, этому человеку искусства и тому, что он все делает для себя. А он, безнравственный и уставший, делал все для… неизвестно чего. Просто делал. И таким поведением нажил себе уйму врагов. Например, вот что кричал близкий друг Энди Тейлор Мэд перед премьерой фильма «Задница Тейлора Мэда»:

Я убью его! Он снимал для себя и обещал, что никому не покажет! Он обманет кого угодно, высосет все соки и выбросит на помойку.


Энди был довольно странным, но жил по своим убеждениям. Он не пришел ни на похороны матери, ни на похороны Седжвик, с которой прожил несколько лет. Даже когда приближенный Энди Фрэдди Херко, которого он обманул, обещав снять в фильме, а потом просто выгнал, придя домой, включил «Реквием» Моцарта, принял огромную дозу ЛСД и выбросился из окна, Уорхол выразил сочувствие, но не смерти Фрэдди, а тому, что…

Почему он ничего не сказал мне? Мы ведь могли снять на пленку, как он падает!

Исключений для Энди не было. Эди Седжвик, его муза, которая ушла от Энди, также не изменила его отношения к людям. Энди пристрастил Седжвик к героину, и в течение двух лет после расставания девушка мучилась от зависимости, звонила Уорхолу, прося деньги на лечение, а он просто игнорировал. К слову, Энди переживал несколько дней расставание с Эди, ведь считал ее близкой. Но…




Все это создавало особую атмосферу Фабрики. Никакого домашнего уюта, никакого доверия и понимания. Везде только одно — тусовка. Энди любил тусовки. Даже если бы открытие общественного туалета сделали бы событием, Энди появился бы там первым. И атмосферу тусовки, благодаря которой он и жил, Уорхол успешно перенес в Фабрику.



Но после некого события Фабрика умерла. Безупречный организм, маятник, система была разрушена. И разрушена была Энди Валери, этой «надоедливой феминисткой». Она мечтала, чтобы Энди поставил фильм по ее сценарию, но когда Уорхол прочитал его, то, швырнув тот в стену, назвал его слишком «грязным». Валери не раз приходила в Фабрику, прося вернуть рукопись, на что Энди отвечал, чтобы она пришла позже, ведь рукопись где-то затерялась.

Однажды, не выдержав, Валери просто пришла в Фабрику, и начала стрелять. Сделала три выстрела, один из которых попал в Энди. Она прострелила ему легкое. Потом спокойно вышла из Фабрики и купила за углом персиковое мороженое. Через 15 минут приехала скорая и констатировала клиническую смерть Уорхола.


Энди чудом выжил. Он говорил, что это событие ничуть не изменило его, что люди в принципе не меняются. Но перемены произошли: у Энди обострились его детские страхи, он начал бояться людей и перегородил вход в Фабрику конторской стойкой. Это означало конец. Конец всему тому, чем жил Уорхол. Тому празднику, который всегда был с ним.







В 1964 году в галерее Upper East Side Gallery прошла выставка, которая стала поворотной точкой в карьере Уорхола. Она называлась «Американский супермаркет»: галерея была оформлена как типичный супермаркет в Америке, где все продукты на полках (консервные банки, упаковки, постеры на стенах) были сделаны специально для этой выставки шестью художниками зарождавшегося тогда поп-арта, в том числе Уорхолом. Картина банки супа Campbell’s стоила полторы тысячи долларов, а сами банки, расставленные на полках, можно было купить за 6 долларов – от обычных банок их отличало то, что на них были автографы Энди Уорхола.

Главным проектом и детищем Уорхола была, разумеется, его Фабрика - студия, которая изначально была снята для работы над картинами и фильмами, но постепенно превратилась в место тусовки всей модной богемы Нью-Йорка: моделей, амфетаминщиков и арт-персонажей, для которых идол поп-арта придумал расхожий теперь термин "superstars". Уорхол, руководствовавшийся идеей массового производства произведений искусства таким же образом, каким фабрики производят на конвейерах продукты для супермаркетов, подключал своих "суперзвезд" к процессу работы - именно поэтому студия и получила название фабрики.
Фабрика за 20 лет своего существования сменила 3 места. Первая небольшая студия находилась на пересечении 231 East street и 47th Street и рента за нее составляла всего 100 долларов в год.
В 1968-м Фабрика переехала на Union Square в многоэтажное Decker Building. Большинство фильмов Уорхола было снято именно в этой студии. Там же произошло знаменитое покушение на жизнь Уорхола: феминистка Валери Соланас, страстно желавшая быть одной из фабричных "суперзвезд", выстрелила в художника, после чего он всю оставшуюся жизнь вынужден был носить корсет. Студия находилась на 6-м этаже Decker Building, на который теперь можно посмотреть с Юнион-сквер.

Studio 54 была легендой с 1977 по 1980 гг.. Все самые модные, стильные и известные люди Нью-Йорка 1970-х тусовались там - Энди Уорхол, Лайза Минелли, Майкл Джексон, Ричард Гир и др. Фейсконтроль был очень жестким, а о том, что происходило внутри, ходили легенды: якобы с потолка клуба распылялся кокаин, барная стойка была украшена бриллиантами, а на темных балкончиках, оставшихся со времен, когда помещение клуба была театром, во время вечеринок происходили оргии - ВИЧ еще не был открыт. Но в 1980 г. раздолье кончилось: клуб был закрыт полицией, а его владельцы оказались в тюрьме.
В наше время здание на пересечении Бродвея и 54-й улицы снова превратили в театр, куда можно сходить на какой-нибудь популярный мюзикл.

Еще один легендаргный клуб Нью-Йорка 1960-70-хх гг. В отличие от Студии 54, этот клуб - не менее богемный - был менее разгульным. В Max Kansas City в конце 1960-х и начале 1970-х собирались музыканты, поэты, художники и скульпторы. Клуб был средоточием модной тогда глэм-рок сцены: Дэвид Боуи, Лу Рид, Игги Поп и The Velvet Underground выступали там каждую неделю. В 1970-м году приватную комнату в клубе снял Энди Уорхол, куда часто приходил со звездами своей Фабрики. В 1973-м звезда клуба закатилась - арт-тусовка перестала бывать в нем так часто, как раньше. С 1975-го клуб пережил вторую волну популярности, на этот раз за счет того, что там выступали The Ramones, Патти Смит и Blondie.
Сейчас в здании бывшего клуба находится неплохой корейский ресторан под названием Green Cafe.

Домом Энди Уорхола был пятиэтажный особняк Мэдисон Авеню - классический нью-йоркский brownstone. В нем художник жил с бойфрендом Джедом Джонсоном, двумя таксами и двумя служанками. Интерьер дома представлял собой смесь имперской мебели XIX века, ковров индейцев навахо и украшений в стиле ар-деко. Дом находился в самом центре жизни Манхэттена: из него Уорхол мог в считанные минуты попасть на ужин к, скажем, Филлис Серф, муж-издатель которой в итоге выпустил книгу Andy Warhol"s Index Book.

Энди Уорхол происходил из семьи лемков - небольшого украинского этноса. Его отец и мать эмигрировали в Америку из Словакии, а настоящей фамилией знаменитого художника была Варгола. Энди Уорхол с детства ходил в православную церковь в Питтсбурге и не оставил эту привычку даже во взрослые годы, живя уже в Нью-Йорке. Художник регулярно посещал церковь Святого Винсента Феррера на Манхэттене - и хотя это католическая церковь, священники подтверждали, что неоднократно видели его крестящимся на православный манер справа налево. Уорхол никогда не участвовал в причастии и не исповедовался, но регулярно приходил посидеть на задних рядах церкви.
Скорее всего, St. Vincent Ferrer была выбрана им благодаря расположению на Манхэттене и тому, что это одна из самых красивых церквей в округе.Metropolitan Museum of Art


Будучи иллюстратором Vogue в начале своей карьеры, Энди Уорхол никогда не оставался в стороне от моды. Неудивительно, что при его буквальной многостаночности, художник, режиссер и скульптор попробовал себя и в качестве дизайнера. Известно одно из редких платьев, созданных Уорхолом: ткань на нем покрыта принтом символа Нью-Йорка - претцелем. Сейчас платье, как и знаменитая картина банки супа Campbell"s находится в коллекции Метрополитэн-музея. А ступеньки самого музея были излюбленным местом Уорхола для фотосъемок.

Один из основателей поп-арта Уорхол Энди сумел успешно превратить свое имя в бренд. Многогранная и разносторонняя личность, он надежно вписал себя в историю развития культуры второй половины 20 века. Что же принесло ему такой оглушительный успех?

Детство

6 августа 1928 года в семье иммигрантов из Чехословакии Вархола родился четвертый ребенок, назвали его Андреем. Уорхол Энди - это творческий псевдоним Андрея Вархолы. Во время его рождения семья уже несколько лет жила в городе Питтсбург поэтому он с полным правом взял себе американское имя. Семья не имела никакого отношения к творческой среде. Отец всю жизнь проработал на угольной шахте, а мать вела домашнее хозяйство.

В 3 классе маленький Андрей заболел хореей Сиденгама. Это заболевание вызывает непроизвольные резкие телодвижения. В результате целый год мальчику пришлось провести дома. Именно в этот период он увлекся рисованием, чтобы хоть как то отвлечь себя от болезненного состояния. Сюжет долго икать не приходилось, он просто рисовал то, что было перед глазами: лампочки, пустые пачки от сигарет. Тогда же он впервые начал составлять коллажи из газетных вырезок.

Начало пути

Молодой и амбициозный Энди Уорхол творческий путь решил начать, поступив в Технологический институт Карнеги-Меллон. Он без труда сдал все экзамены и приступил к изучению коммерческой иллюстрации и графического рисования. Он оказался лучшим учеником на курсе, но в тоже время не мог найти контакт с преподавателями и одногруппниками.

Молодой и талантливый американский художник без труда нашел работу в Нью-Йорке. Первая его должность - оформитель витрин. В эти годы он рисовал плакаты, поздравительные открытки, занимался декором стендов. Поначалу большого успеха не было.

Один знакомый посоветовал ему: хочешь быть богатым - рисуй деньги. Энди воспринял этот совет буквально, и стал рисовать однодолларовые купюры. В это же время были закончены работы с талонами на скидку и легендарные теперь изображения супа «Кэмпбелл». Это был первый успех. Его быстро заметили и предложили сотрудничество с ведущими глянцевыми изданиями. В журналах Vogue и Harper"s Bazaar Уорхол Энди работал иллюстратором.

Лестница вверх

Один из самых успешных людей своего времени, Энди Уорхол, биография и творчество которого вдохновляет и сегодня, начинал свой путь с рекламы. Первым успешным проектом была реклама обуви «И. Миллер». Это был настоящий успех, контракты посыпались словно дождь, а суммы гонораров постоянно росли.

Уже в 1952 году состоялась его первая выставка. Она принесла своему автору еще больший успех. Энди приняли в «Клуб художественных редакторов». В этот же период он создает свой фирменный стиль, основанный на трафаретной печати. К этому времени его заработок уже превышал 100 000$ в год, и его признали одним из самых успешных людей современности. Одна из самых дорогих заказов - это дизайн банки «Кока-Кола».

Шаблоны, шаблоны, шаблоны…

1962 год стал знаковым. В это время усиливается увлеченность художника трафаретами. За основу он брал газетные вырезки или фотографии, исходный вариант размножался на множество копий. Каждая из заготовок раскрашивалась по-разному. Американский художник был долек от реализма. Подбор цветов основывался на их сочетаемости.

Одно время художника сильно увлекали трагические фотографии. Он брал сюжеты убийств, катастроф, пожаров. Многочисленные повторения усиливали впечатления, а неестественные краски лишь помогали заострить внимание на сюжете.

Энди Уорхол продолжает работать в этой технике и дальше. Фото Мэрилин Монро долгое время вдохновляло художника. Мэрилин в неоновых цветах стала своеобразной иконой поп-арта.

Фабрика

Уорхол Энди привнес в искусство философию техники. Он не раз говорил, что хотел бы стать машиной. Думать одинаково и выглядеть одинаково, подобно машинам - вот к чему должно прийти человечество. На основе этой идеи была создана творческая мастерская, которую он назвал «Фабрика». Для создания необходимого антуража все помещение было покрыто алюминием.

«Фабрика» Уорхола стала собирать вокруг себя единомышленников. Рабочая бригада пополнилась несколькими ассистентами. Хотя общее направление было единым, ассистенты имели некоторую свободу. Они самостоятельно подбирали изображения для новых трафаретов и учились у метра сочетанию цветов.

Режиссер

Все та же «Фабрика» стала местом, где зарождалось кино. Энди стал почти единственным известным режиссером кино в стиле андеграунд. Первые его работы вводили зрителя в гипнотическое состояние. Это картины «Сон» и «Эмпаер». В первом, на протяжении всей ленты просто спящий человек, вторая предлагает созерцание ночного Эмпайр-Стейт-Билдинг. Картина длится несколько часов, при этом без всякого музыкального сопровождения.

В дальнейшем появляется кино с сюжетом, носящим большей частью эротический характер. Одно из первых игровых кино - «Мусор». Сам процесс работы и сюжет картины является пародией и насмешкой над коммерческим кино.

С 1966 года Уорхол начинает работать с группой Velvet Underground. Он снимает фильмы и продюссирует несколько альбомов. Энди лично разрабатывает дизайн их первого альбома. На обложке размещено графическое изображение банана на чистом фоне. Сейчас это одна из самых узнаваемых работ художника.

Журнал

Этот человек не только художник, режиссер и продюсер музыкальной группы, он же еще и издатель журналов. Энди Уорхол создал журнал «Интервью». Главная цель издания - нести современную культуру в массы.

На станицах журнала печатались интервью ярких творческих личностей своего времени: музыкантов, художников, актеров, режиссеров. Он одним из первых стал приоткрывать завесу тайны над жизнью известных личностей. Здесь прекрасно соседствует слава, секс-эпатаж и деликатность. Но круг персон не ограничивается поп-артом и андеграундом, издание не придерживается определенного стиля и работает во всех направления.

Журнал до сих пор жив и издается уже в нескольких странах. В Россию он пришел в 2011 году. Новое поколение старательно соблюдает традиции, заложенные основателем.

Покушение

3 июля 1968 года Уорхол, как всегда, работал в свое мастерской. Одна из его актрис - вошла и сделала три выстрела в живот художника. После спокойно вышла на улицу, и первому же патрульному созналась в содеянном. Впрочем, раскаяния она не испытывала, и совершила покушение вполне сознательно. Энди перенес клиническую смерть, но в результате длительной и сложной операции врачам удалось спасти его жизнь. Давать обвенитительные показания он наотрез отказался, благодушно простив свою модель. Соланас отделалась тремя годами тюрьмы и принудительным лечением.

Некоторые считают, что Валери была ярой феминисткой. Но сама она утверждает, что пыталась таким образом привлечь его внимание к себе. Говорить с ним, все равно, что беседовать с мебелью, утверждала она. Версия с несчастной влюбленной кажется более правдоподобной, учитывая все обстоятельства.

Побывав на пороге миров, художник становится более набожным, и начинает регулярно посещать церковь. В работах этого времени часто просматривается тема насильственной смерти.

Личная жизнь

Энди Уорхол, биография которого тщательно скрывалась, все же не сумел полностью освободиться от публичного обсуждения своей личной жизни.

Ему постоянно приписывали отношения с Эди Седжвик. С этой милой девушкой с обворожительной улыбкой он познакомился в 1995 году. Худенькая, хрупкая 17-летняя девушка привела в восторг уже именитого художника. Он не раз называл ее своей музой.

До сих пор не ясно, связывали их романтические чувства или нет, но одно является фактом. Они везде появлялись вместе, словно близнецы одинаково одевались. В угоду Энди, девушка даже постригла свои роскошные волосы и перекрасилась в платиновую блондинку. Но идиллия не оказалась вечной, по непонятным причинам они разругались прямо в ресторане, больше вместе их не видели.

Многие исследователи личной жизни Энди Уорхола утверждают, что он был нетрадиционной ориентации, и отношений с Эди просто не могло быть. Многое о жизни и творчестве можно узнать из дневников, которые вел Энди Уорхол: биография, фото, тусовки и творческий процесс. Записи велись на протяжении 10 лет, а после смерти художника были опубликованы.

Художник, режиссер, продюсер, издатель - Энди Уорхол отметился почти во всех направлениях и оставил яркий неоновый мазок в истории современного искусства. Его работы продолжают вдохновлять молодое поколение и немало последователей он вырастил самостоятельно на «Фабрике» искусства. Необычная личность с необычный судьбой, яркий пример человека, который самостоятельно добился всего, о чем мечтал.

Человек, высмеивавший конвеерность такой же конвеерностью. Человек, на протяжении почти тридцати лет недовольный формой своего носа. Человек, ставший королем поп-арта. Все это - Энди Уорхол .

В 1928 году никто не мог предположить, что родившемуся в словацкой семье иммигрантов Эндрю Вархоле (таково настоящее имя художника) суждено стать фактически создателем поп-арта. О его деятельности лучше всего высказался он сам:

«Хочу ли я стать великим художником? Нет. Лучше уж я стану знаменитым»

Уорхол, в отличие от больших мастеров, изначально стремился именно к славе и богатству. И своей цели добился.

Родители Эндрю Вархоле не имели отношения к искусству: отец был чернорабочим, а мать - мойщицей окон. Они даже английский язык знали плохо. Воспитание четырёх детей семье давалось с огромным трудом, и главной поддержкой для них было христианство и вера в американскую мечту. Маленький Эндрю Вархола доверял родителям и рос очень набожным ребенком.

У будущей знаменитости с детства было слабое здоровье. В восемь лет из-за болезни центральной нервной системы ему прописали долгий постельный режим, который впоследствии будет повторяться из года в год.

Во время болезней мать, чтобы хоть как-то подбодрить сына, покупала ему раскраски, комиксы, альбомы и фото знаменитых актеров. Эти образы откладывались у маленького Эндрю в голове и, чуть повзрослев, он стал воплощать их на бумаге. Родители, отметив его способности к рисованию, начали копить деньги, чтобы через несколько лет оплатить сыну высшее образование.



На последних курсах университета, уже сменив фамилию на Уорхол, Энди учился на факультете рисования и дизайна. Он выбрал себе псевдонаивный, полумультяшный стиль, который стал использовать и после обучения, став успешным коммерческим дизайнером. Это были первые шаги к созданию его знаменитого стиля, когда картины словно лишены создателя и частичек его души, которые каждый художник обычно вкладывает в свою работу. Позже подобное искусство назовут «машинизированным».



В те годы Энди Уорхол уже мог достаточно зарабатывать, но его имя было известно лишь в узких кругах, а несколько попыток выставиться в галереях провалились. Это вызывало недовольство художника. Даже его друзья, Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс, тоже начинавшие с иллюстраций, уже стали настоящими звездами. Энди завидовал. И во многом именно зависть помогла ему стать тем, кем мы его знаем.

Чтобы стать знаменитым, нужно было соответствовать требованиям толпы. Уорхол заметил, что интересы людей стали перемещаться от экспрессионизма к обыденным предметам и деталям из поп-культуры. В конце пятидесятых Энди представил перед публикой серию произведений, выполненных с соблюдением всех необходимых критериев для того, чтобы привлечь тогдашнего зрителя.

Это были простые изображения бытовых вещей: пылесосов, консервов, бутылок, телевизоров и многого другого. Так Уорхол практически нашел свою нишу, уже к началу шестидесятых начав использовать в свои работах ставшие неизменными банки с супом «Кэмпбеллс», кока-колу, знак доллара и Мерилин Монро.



Механического принципа создания работ Энди не боялся а, наоборот, лишь подчеркнул его, дав своей новой студии на Манхеттене название «Фабрика». Там постоянно тусовались разные андерграундные художники, писатели и музыканты, ходившие за прославившимся Уорхолом, словно свита.

На «Фабрике» Энди определил, что его любимая техника – шелкография. А из-за использования печатных станков, работы Уорхола начали словно ставиться на поток, не имея авторства и оригинала. Изображая на своих картинах десятки идентичных банок супа и бутылок колы и обличая бездушную конвейерность современного производства, сам Энди создавал работы точно таким же образом, за что многие имели к нему претензии. Его картины являлись словно иконами начавшего расцветать в те годы общества потребления.

Хотя мы не можем утверждать, что он хотел что-то обличить. Возможно, его вообще не волновало, что рисовать, главное - чтобы нравилось толпе. А чем больше картин - тем больше прибыли. Станки же были лучшим решением в его случае.

Большую часть времени Энди Уорхол проводил за работой в своей мастерской, занимаясь далеко не одним рисованием. (ФОТО - Уорхол с фотоаппаратом). Он делал эстампы, полароидные снимки, снимал документальные и художественные фильмы, а так же записывал огромное количество разговоров на магнитофон, с которым не расставался. Съемка фильмов очень сильно повлияла на его судьбу.



В 1968 на «Фабрику» пришла Валери Соланас - убежденная феминистка, иногда снимавшаяся в фильмах Уорхола. Она внезапно достала пистолет, подошла к художнику и три раза подряд выстрелила ему в живот, сказав, что он украл ее сценарий. Скрыться с места преступления Соланас не спешила - она дождалась полицейских и призналась, что стреляла в Энди Уорхола.

Художник пережил и клиническую смерть, и многочасовую операцию, но не стал давать показания против Валери. Все его внутренние органы были повреждены, из-за чего Энди испытывал постоянные боли. С того момента он сильно замкнулся в себе, почти перестал пускать кого-либо на «Фабрику» и стал уделять в своих работах внимание темам смерти и бессмысленности жизни.

«Я всегда подозревал, что смотрю телевизор, вместо того чтобы жить» - сказал тогда Энди Уорхол.



В последние годы он тратил множество средств и времени на помощь начинающим талантливым художникам, среди которых были Жан-Мишель Баския и Джулиан Шнабель, впоследствии ставший режиссером, снявшим фильм о Баскии и Уорхоле.

Многие современники Энди не ценили его творчества и не понимали посылов подобных работ. Как коробка для перевозки может быть скульптурой? Как портреты Мерилин Монро могут быть картиной, а тем более – диптихом, как Уорхол ее назвал?

Сам художник в одном из интервью ответил, что так проще. И это помогает ему скоротать время на досуге.

Несмотря на все странности и на неоднозначное отношение со стороны общества, Энди Уорхол все же совершил переворот в культуре, сделав искусством предметы, максимально далекие от искусства. Он уничтожил ту грань, которая долгое время отделяла культуру от быта, смешав идеальное с материальным. Только вот не зря ли он это сделал?

error: