Средняя квадратическая скорость движения молекул. Средняя квадратичная скорость молекул. Дифференцированное домашнее задание













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1-й уровень сложности.

Тип урока: комбинированный.

Общее время урока: 1 час 10 минут.

Организационный момент (число, тема, организационные вопросы).

(t = 2–3 мин.)

(Слайд 1)

УЭ 0. Постановка целей:

Дидактическая цель модуля:

(Слайд 2)

  1. Знакомство с теорией достаточно разряженных газов.
  2. Доказательство того, что средняя скорость молекул зависит от движения всех частиц.
. Повторение.(t = 10–15 мин.)

УЭ 1. Актуализация знаний

Частная дидактическая цель:

  1. Актуализация опорных знаний по темам модуле М1– М4.
  2. Выяснение степени усвоения учащимися учебного материала с целью дальнейшей ликвидации пробелов.

Задание 1.

Учащимся Д – типа: Заполните таблицу, указав обозначение (символ) физической величины и ее единицу измерения.

Оценка результата: 1 балл.

Учащимся И – типа: Продумайте логические связи между формулами (ветвями).

Самостоятельно составьте “физическое древо”.

Оценка результата: 1 балл.

Задание 2.

(Слайд 3)

Обобщенный алгоритм решения типовой задачи:

Учащимся И – типа:

Задача № 1.

1. Определите число атомов в 1 м 3 меди. Плотность меди равна 9000 кг/м 3 .
2. Воспользуйтесь обобщенным алгоритмом решения задач такого типа; примените его к решению данной задачи, расписав пошаговые действия, выполненные вами.

Оценка результата: 1 балл.

Учащимся Д – типа:

Задача № 1.

  1. Масса серебреной полоски, получающейся во время вращения цилиндра при проведении физического опыта, равна 0,2 г. Найдите, какое число атомов серебра содержится в ней.
  2. Распишите пошаговые действия, выполненные вами для решения задачи. Сравните выделенные вами шаги с действиями обобщенного алгоритма решения задач такого типа.

Оценка результата: 1 балл.

3-й этап. Основной. Изложение учебного материала.

(t = 30–35 мин.)

УЭ 2. Физическая модель газа – идеальный газ.

(Слайд 4)

Частная дидактическая цель:

  1. Сформулировать понятие “ идеальный газ”.
  2. Формирование научного мировоззрения.

Объяснения учителя

(ИТ, ИЭ,ИД, ДТ,ДЭ,ДД)

Часть 1. При изучении явлений в природе и технической практике невозможно учесть все факторы, влияющие на ход того или иного явления. Однако, из опыта всегда можно установить важнейшие из них. Тогда всеми другими факторами, не имеющими решающего влияния, можно пренебречь. На этой основе создается идеализированное (упрощенное ) представление о таком явлении. Созданная на этой основе модель помогает изучить реально происходящие процессы и предвидеть их ход в различных случаях. Рассмотрим одно из таких идеализированных понятий.

(Слайд 5)

Ф. О. – Назовите свойства газов.
– Объясните эти свойства на основе МКТ.
– Как обозначается давление? Единицы измерения в СИ?

Физические свойства газа определяются хаотическим движением его молекул, а взаимодействие молекул существенного влияния на его свойства не оказывает, причем взаимодействие имеет характер столкновения, а притяжением молекул можно пренебречь. Большую часть времени молекулы газа движутся как свободные частицы.

(Слайд 6)

Это позволяет ввести понятие идеального газа, в котором:

  1. силы притяжения полностью отсутствуют;
  2. взаимодействие между молекулами не учитывается совсем;
  3. молекулы считаются свободными.

Задание 1.

Карточки с заданием каждому учащемуся И, Д – типа.

Учащиеся И– типа:

  1. Изучив внимательно §63 стр. 153, найдите в тексте определение идеального газа. Заучите его. (1 балл.)
  2. Постарайтесь ответить на вопрос: “ Почему кинетическая энергия разряженного газа много больше потенциальной энергии взаимодействия?” (1 балл.)

Учащиеся Д– типа:

  1. Найдите в тексте § 63 стр.15 определение идеального газа. Заучите его. (1 балл.)
  2. Запишите формулировку в тетрадь. (1 балл.)
  3. Используя таблицу Менделеева, назовите газы, которые больше всего подходят к понятию “идеальный газ”. (1 балл.)

УЭ3. Давление газа в МКТ.

Частная дидактическая цель:

1. Доказать, что несмотря на изменение давления, р 0 ≈ const.

  1. Что оказывают молекулы газа на стенки сосуда во время своего движения?
  2. Когда давление газа будет больше?
  3. Какова сила удара одной молекулы? Может ли зафиксировать манометр силу удара одной молекулы? Почему?
  4. Сделайте вывод, почему же среднее значение давления р 0 остается определенной величиной.

Молекулы газа, ударяясь о стенку сосуда, оказывают на нее давление. Величина этого давления тем больше, чем больше средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул газа и их число в единице объема.

Задание 1.

Карточки с заданием каждому учащемуся И, Д – типа.

Учащиеся И, Д – типа:

Сделайте вывод: Почему среднее значение давления газа р 0 в закрытом сосуде практически остается неизменным?

Оценка результата: 1 балл.

Объяснения учителя (ИТ, ИЭ,ИД, ДТ,ДЭ,ДД):

Возникновение давления газа можно пояснить с помощью простой механической модели.

(Слайд 8)

УЭ 4. Средние значения модуля скоростей отдельных молекул.

(Слайд 9)

Частная дидактическая цель:

Ввести понятие “среднее значение скорости”, “ среднее значение квадрата скорости”.

Задание 1.

Карточки с заданием каждому учащемуся И, Д – типа.

Учащиеся И – типа:

Внимательно прочтите § 64 стр.154–156.

  1. Найдите в тексте ответы на вопросы:


  2. Запишите ответы в тетрадь.

Учащиеся Д – типа:

Изучите § 64 стр.154–156. (1 балл.)

  1. Ответьте на вопросы:
    1.1.От чего зависит средняя скорость движения всех частиц?
    1.2. Как обозначается среднее значение квадрата скорости?
    1.3. Формула среднего квадрата проекции скорости.
  2. Запишите ответы в тетрадь.

Обобщение учителя (ИТ, ИЭ,ИД, ДТ,ДЭ,ДД):

(Слайд 10, 11)

Скорости молекул беспорядочно меняются, но средний квадрат скорости вполне определенная величина. Точно так же рост учеников в классе неодинаков, но его среднее значение – определенная величина.

Задание 2.

Карточки с заданием каждому учащемуся И, Д – типа.

Учащиеся И – типа:

Учащиеся Д – типа:

Задача № 2. При проведении опыта Штерна полоска серебра получается несколько размытой, так как при данной температуре скорости атомов неодинаковы. По данным определения толщины слоя серебра в различных местах полоски можно рассчитать доли атомов со скоростями, лежащими в том или ином интервале скоростей, от общего их числа. В результате измерений была получена следующая таблица:

4-й этап. Контроль знаний, умений учащихся.

(t = 8–10мин.)

УЭ5. Выходной контроль.

Частная дидактическая цель: Проверить усвоение учебных элементов; оценить свои знания.

Карточки с заданием каждому учащемуся И, Д – типа.

Задание 1.

Учащиеся И, Д – типа

Разберите, какие из перечисленных ниже свойств реальных газов не учитываются, а какие учитываются в модели идеального газа.

  1. В разряженном газе объем, который занимали бы молекулы газа при их плотной “упаковке” (собственный объем), ничтожно мал по сравнению со всем объемом занимаемым газом. Поэтому собственный объем молекул в модели идеального газа..
  2. В сосуде, содержащем большое число молекул, движение молекул можно считать совершенно хаотическим. Этот факт в модели идеального газа….
  3. Молекулы идеального газа находятся в среднем на таких расстояниях друг от друга, при которых силы сцепления между молекулами очень малы. Эти силы в моли идеального газа ….
  4. Соударения молекул друг с другом можно считать абсолютно упругими. Это свойства в модели идеального газа ….
  5. Движение молекул газа подчиняются законам механики Ньютона. Этот факт в модели идеального газа ….
    А) не учитывается (ются)
    Б) учитывается (ются)

Задание 2.

– К каждому из выражений для скоростей молекул (1–3) приводятся объяснения (А–В). Найдите их.

А) Согласно правилу сложения векторов и теореме Пифагора квадрат скорости υ любой молекулы можно записать следующим образом: υ 2 = υ х 2 + υ у 2

Б) направления Ох, Оу и Оz вследствие беспорядочного движения молекул равноправны.

В) при большом числе (N) хаотически движущихся частиц модули скоростей отдельных молекул различны.

Оценка результата: проверьте себя по коду и оцените. За каждый правильный ответ – 1 балл.

5-й этап. Подведение итогов.

(t=5 мин.)

УЭ6. Подведение итогов.

Частная дидактическая цель: Заполнить лист контроля; оценить свои знания.

Лист контроля (ИТ, ИЭ,ИД, ДТ,ДЭ,ДД):

Заполните лист контроля. Подсчитайте баллы за выполнение заданий. Поставьте себе итоговую оценку:

16–18 баллов – “5”;
13–15 баллов – “4”;
9–12 баллов – “зачет”;
меньше 9 баллов – “незачет”.

Сдайте лист контроля учителю.

Учебный элемент Задания (вопрос) Итого баллов
1 2
УЭ1 1 1 2
УЭ2 3 3
УЭ3 1 1
УЭ4 1 3 4
УЭ5 5 3 8
Итого 18
Оценка ….

Дифференцированное домашнее задание:

“Зачет”: Найдите в таблице “Периодической системы элементов Д.И. Менделеева” химические элементы, которые по своим свойствам ближе всего подходят к идеальному газу. Поясните свой выбор.

“Незачет”: § 63–64 .

(Слайд 12).

Интернет-ресурсы:

«Законы молекулярной физики» - Три состояния вещества. Давление газа. Объем куба. Абсолютная температура. Диффузия. Масса одного моля вещества. Молекула ДНК. Молекулярное взаимодействие. Степень нагретости тела. Масса и размеры молекул. Твердые тела. Определение диаметра молекул. Газовые законы. Жидкости. Газы. Определение скоростей молекул газа.

«Атомы и молекулы» - Английский физик Джон Релей (1842 – 1919). Да Нет Некоторые можно, а некоторые нельзя. Атомы углерода. Во Вселенной: атомы водорода, атомы гелия (99%). Ядро состоит из частиц: протонов и нейтронов. 1. Молекула водорода. Население Земли. Вещество состоит из огромного числа мельчайших частиц. 2. Молекула кислорода.

«Теория по молекулярной физике» - Изотермическое сжатие. Распределение Больцмана. Совокупность тел, составляющих макроскопическую систему. Объединённый газовый закон (Закон Клапейрона). Нормальные условия. Холодильная машина. Равенство нулю рассматривается как наиболее вероятное. Изобара. Температура. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории.

«Масса и размеры молекул» - Молекула. Массы молекул. Количество вещества. Масса и размеры молекул. Учитель. Самая маленькая молекула. Объём слоя масла. Найти формулы. Число молекул. Синквейн. Фотографии молекул. Размер молекулы. Постоянная Авогадро. Решить задачи.

«Молекулярная физика» - Молекулы беспорядочно движутся. Молекулярная физика. Уравнение состояния идеального газа. Все вещества состоят из молекул, которые разделены промежутками. P=const; Изобарный процесс. T=const; Изотермический процесс. Основное уравнение МКТ для газов. Таким образом, Температура. k – постоянная Больцмана = 1,38*10-23 Дж/К.

«Расположение молекул» - Лед. Промежутки между молекулами малы, но притяжение мало и форма не сохраняется. Проведём эксперимент. Большие расстояния между молекулами. Воск. Озон. Какими свойствами обладают газы? Золото. Вещество. Неупорядоченное расположение молекул. Очень сильное взаимодействие между молекулами. Кристаллические вещества.

Всего в теме 21 презентация

Конспект урока.

М5. Идеальный газ в МКТ. Среднее значение квадрата скорости молекул.

1-ый уровень сложности.

Тип урока: комбинированный.

Общее время урока: 1 час 10 минут.

1 этап. Организационный момент (число, тема, организационные вопросы).

(t = 2-3 мин.)

(слайд 1)

УЭ 0 . Постановка целей:

Дидактическая цель модуля:

(слайд 2 )

    Знакомство с теорией достаточно разряженных газов.

    Доказательство того, что средняя скорость молекул зависит от

движения всех частиц.

2 этап . Повторение.(t = 10-15 мин.)

УЭ 1 . Актуализация знаний

Частная дидактическая цель:

    Актуализация опорных знаний по темам модуле М1- М4.

    Выяснение степени усвоения учащимися учебного материала с целью дальнейшей ликвидации пробелов.

Задание 1.

Учащимся Д-типа : Заполните таблицу, указав обозначение (символ) физической величины и ее единицу измерения.

Физическая величина

Обозначение

Единица измерения

(СИ)

Молярная масса

Количество вещества

Постоянная Авогадро

Плотность вещества

Масса вещества

Число молекул (атомов)

Относительная молекулярная масса

Оценка результата: 1 балл.

Учащимся И-типа : Продумайте логические связи между формулами (ветвями).

Самостоятельно составьте “физическое древо”.

Оценка результата: 1 балл.

Задание 2.

(слайд 3)

Обобщенный алгоритм решения типовой задачи:

m = m 0 ·N

    Сделайте числовой расчет.

Карточки с заданием каждому учащемуся И,Д- типа.

Учащимся И- типа :

Задача №1.

1.Определите число атомов в 1 м 3 меди. Плотность меди равна 9000 кг/м 3 .

2. Воспользуйтесь обобщенным алгоритмом решения задач такого типа; примените его к решению данной задачи, расписав пошаговые действия, выполненные вами.

Оценка результата: 1 балл.

Учащимся Д- типа :

Задача №1.

    Масса серебреной полоски, получающейся во время вращения цилиндра при проведении физического опыта, равна 0,2 г. Найдите, какое число атомов серебра содержится в ней.

    Распишите пошаговые действия, выполненные вами для решения задачи. Сравните выделенные вами шаги с действиями обобщенного алгоритма решения задач такого типа.

Оценка результата: 1 балл .

3 этап. Основной. Изложение учебного материала. (t = 30-35 мин.)

УЭ 2. Физическая модель газа – идеальный газ

(слайд 4)

Частная дидактическая цель:

    Сформулировать понятие « идеальный газ».

    Формирование научного мировоззрения.

Объяснения учителя (ИТ, ИЭ,ИД, ДТ,ДЭ,ДД)

Часть1.

При изучении явлений в природе и технической практике невозможно учесть все факторы, влияющие на ход того или иного явления. Однако, из опыта всегда можно установить важнейшие из них. Тогда всеми другими факторами, не имеющими решающего влияния, можно пренебречь. На этой основе создается идеализированное

(упрощенное ) представление о таком явлении. Созданная на этой основе модель помогает изучить реально происходящие процессы и предвидеть их ход в различных случаях. Рассмотрим одно из таких идеализированных понятий.

(слайд 5):

Ф. О. - Назовите свойства газов.

Объясните эти свойства на основе МКТ.

Как обозначается давление? Единицы измерения в СИ?

Физические свойства газа определяются хаотическим движением его молекул, а взаимодействие молекул существенного влияния на его свойства не оказывает, причем взаимодействие имеет характер столкновения, а притяжением молекул можно пренебречь. Большую часть времени молекулы газа движутся как свободные частицы.

(слайд 6):

Это позволяет ввести понятие идеального газа, в котором:

    силы притяжения полностью отсутствуют;

    взаимодействие между молекулами не учитывается совсем;

    молекулы считаются свободными.

Задание 1.

Карточки с заданием каждому учащемуся И, Д- типа.

Учащиеся И- типа:

    Изучив внимательно §63 стр. 153, найдите в тексте определение идеального газа. Заучите его. (1 балл)

(1 балл)

    Постарайтесь ответить на вопрос: « Почему кинетическая энергия разряженного газа много больше потенциальной энергии взаимодействия?» (1 балл).

Учащиеся Д- типа :

    Найдите в тексте § 63 стр.15 определение идеального газа. Заучите его.

(1 балл).

    Запишите формулировку в тетрадь.

(1 балл).

    Используя таблицу Менделеева, назовите газы, которые больше всего подходят к понятию «идеальный газ». (1 балл).

УЭ3 . Давление газа в МКТ.

Частная дидактическая цель:

    Доказать, что несмотря на изменение давления, р 0 ≈ const.

Объяснения учителя (ИТ, ИЭ,ИД, ДТ,ДЭ,ДД):

Ф.О.:

    Что оказывают молекулы газа на стенки сосуда во время своего движения?

    Когда давление газа будет больше?

    Какова сила удара одной молекулы? Может ли зафиксировать манометр силу удара одной молекулы? Почему?

    Сделайте вывод, почему же среднее значение давления р 0 остается определенной величиной.

(слайд 7)

Молекулы газа, ударяясь о стенку сосуда, оказывают на нее давление. Величина этого давления тем больше, чем больше средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул газа и их число в единице объема.

P

p 0

0 t

Задание 1.

Карточки с заданием каждому учащемуся И,Д- типа.

Учащиеся И,Д- типа :

Сделайте вывод: Почему среднее значение давления газа р 0 в закрытом сосуде практически остается неизменным?

Оценка результата: 1 балл .

Объяснения учителя (ИТ, ИЭ,ИД, ДТ,ДЭ,ДД):

Возникновение давления газа можно пояснить с помощью простой механической модели.

(слайд 8)

Часть 2.

УЭ 4 . Средние значения модуля скоростей отдельных молекул.

(слайд 9)

Частная дидактическая цель:

Ввести понятие «среднее значение скорости», « среднее значение квадрата скорости».

Задание 1.

Учащиеся И- типа :

Внимательно прочтите § 64 стр.154-156.

    Найдите в тексте ответы на вопросы:

    Запишите ответы в тетрадь.

(1 балл)

Учащиеся Д- типа :

    Изучите § 64 стр.154-156. (1 балл).

    Ответьте на вопросы:

1.1.От чего зависит средняя скорость движения всех частиц?

1.2. Как обозначается среднее значение квадрата скорости?

1.3. Формула среднего квадрата проекции скорости.

    Запишите ответы в тетрадь.

(1 балл).

Обобщение учителя (ИТ, ИЭ,ИД, ДТ,ДЭ,ДД):

(слайд 10, слайд 11)

Скорости молекул беспорядочно меняются, но средний квадрат скорости вполне определенная величина. Точно так же рост учеников в классе неодинаков, но его среднее значение – определенная величина.

υ 2 = + +

= 1

Задание 2.

Карточки с заданием каждому учащемуся И,Д – типа.

Учащиеся И- типа :

    Рассмотрев внимательно таблицу, постарайтесь понять суть распределения атомов серебра по скоростям.

f (υ) =

(1 балл)

    Попробуйте мысленно изменить интервал скоростей (уменьшите его). Поясните, что произойдет с графиком? Как измениться ломаная линия, ограничивающая сверху прямоугольники графика? (2 балл)

Интервал скоростей, м/с

Доля атомов, %

Интервал скоростей, м/с

Доля атомов, %

0-100

1,4

600-700

9,2

100-200

8,1

700-800

4,8

200-300

16,7

800-900

2,0

300-400

21,5

900-1000

0,6

400-500

20,3

более 1000

0,3

500-600

15,1

Учащиеся Д- типа :

    Изучите таблицу распределения атомов серебра по скоростям

    Постройте график распределения атомов серебра по скоростям

f (υ) =

(1 балл)

    Уменьшите интервал скоростей. Поясните, что произойдет с графиком? Как измениться ломаная линия, ограничивающая сверху прямоугольники графика?

(2 балл)

Задача №2.При проведении опыта Штерна полоска серебра получается несколько размытой, так как при данной температуре скорости атомов неодинаковы. По данным определения толщины слоя серебра в различных местах полоски можно рассчитать доли атомов со скоростями, лежащими в том или ином интервале скоростей, от общего их числа. В результате измерений была получена следующая таблица:

Интервал скоростей, м/с

Доля атомов, %

Интервал скоростей, м/с

Доля атомов, %

0-100

1,4

600-700

9,2

100-200

8,1

700-800

4,8

200-300

16,7

800-900

2,0

300-400

21,5

900-1000

0,6

400-500

20,3

более 1000

0,3

500-600

15,1

4 – этап. Контроль знаний, умений учащихся. (t = 8-10мин.)

УЭ5 . Выходной контроль.

Частная дидактическая цель : Проверить усвоение учебных элементов; оценить свои знания.

Карточки с заданием каждому учащемуся И, Д – типа.

Задание 1.

Учащиеся И, Д- типа

    Разберите, какие из перечисленных ниже свойств реальных газов не учитываются, а какие учитываются в модели идеального газа.

    В разряженном газе объем, который занимали бы молекулы газа при их плотной «упаковке» (собственный объем), ничтожно мал по сравнению со всем объемом занимаемым газом. Поэтому собственный объем молекул в модели идеального газа..

    В сосуде, содержащем большое число молекул, движение молекул можно считать совершенно хаотическим. Этот факт в модели идеального газа….

    Молекулы идеального газа находятся в среднем на таких расстояниях друг от друга, при которых силы сцепления между молекулами очень малы. Эти силы в моли идеального газа ….

    Соударения молекул друг с другом можно считать абсолютно упругими. Это свойства в модели идеального газа ….

    Движение молекул газа подчиняются законам механики Ньютона. Этот факт в модели идеального газа ….

А) не учитывается (ются)

Б) учитывается (ются)

Задание 2.

К каждому из выражений для скоростей молекул (1-3) приводятся объяснения (А-В). Найдите их.

А) согласно правилу сложения векторов и теореме Пифагора квадрат скорости υ любой молекулы можно записать следующим образом: υ 2 = υ х 2 + υ у 2

Б) направления Ох, Оу и Оz вследствие беспорядочного движения молекул равноправны.

В) при большом числе (N) хаотически движущихся частиц модули скоростей отдельных молекул различны.

Оценка результата: проверьте себя по коду и оцените. За каждый правильный ответ – 1 балл.

5 этап. Подведение итогов. (t=5 мин.)

УЭ6 . Подведение итогов.

Частная дидактическая цель : Заполнить лист контроля; оценить свои знания.

Лист контроля (ИТ, ИЭ,ИД, ДТ,ДЭ,ДД):

Заполните лист контроля. Подсчитайте баллы за выполнение заданий. Поставьте себе итоговую оценку:

16- 18 баллов - «5»;

13-15 баллов – «4»;

9-12 баллов – «зачет»;

меньше 9 баллов – «незачет».

Сдайте лист контроля учителю.

Учебный элемент

Задания (вопрос)

Итого баллов

1

2

УЭ1

УЭ2

УЭ3

УЭ4

УЭ5

Итого

18

Оценка

.

Дифференцированное домашнее задание:

«Зачет»: Найдите в таблице «Периодической системы элементов Д.И. Менделеева» химические элементы, которые по своим свойствам ближе всего подходят к идеальному газу. Поясните свой выбор.

«Незачет»: § 63-64 .

(слайд 12).

=

где = 0,001кг/моль – молярная масса водорода. Поэтому

=

2.4.2. Определить среднюю кинетическую энергию поступательного движения одной молекулы воздуха при нормальных условиях. Концентрация молекул при нормальных условиях n 0 = 2,7*10 25 м -3

Анализ и решение. Из основного уравнения молекулярно – кинетической теории газов

Дж

2.4.3. Найти среднюю кинетическую энергию вращательного движения одной молекулы кислорода при температуре Т = 350К, а так же кинетическую энергию вращательного движения всех молекул, содержащихся в m = 4г кислорода.

Анализ и решение.

Известно, что на каждую степень свободы молекулы газа приходится одинаковая средняя энергия, выражаемая формулой

=

где к – постоянная Больцмана, Т – абсолютная температура газа.

Так как вращательному движению двухатомной молекулы (молекула кислорода - двухатомная) приписываются две степени свободы, то средняя энергия вращательного движения молекулы кислорода выразится формулой

=

Учитывая, что к = 1,38*10 -23 Дж/К и Т = 350К, получим

=1,38*10 -23 * 350 Дж = 4,83*10 -21 Дж.

Кинетическая энергия вращательного движения всех молекул газа определяется равенством

w = N (1)

Число всех молекул газа можно вычислить по формуле

N = N A  (2)

где N A – число Авогадро,  - число киломолей газа.

Если учесть, что число киломолей

где m – масса газа, - масса одного киломоля газа, то формула (2) примет вид N = N A

Подставив это выражение для N в формулу (1) получим

w = N A (3)

Выразим величины, входящие в эту формулу, в единицах СИ, и подставим в формулу (3):

2.4.4. Вычислить удельные теплоемкости при постоянном объеме С V и при постоянном давлении неона и водорода, принимая эти газы за идеальные.

Анализ и решение.

Удельные теплоемкости идеальных газов выражаются формулами:

С V = (1)

С р =
(2)

где і – число степеней свободы молекулы газа, - молярная масса.

Для неона (одноатомный газ) і = 3 и = 20*10 -3 кг/моль.

Вычисляя по формулам (1) и (2), получим: С V =
Дж/кг*к

С р =
Дж/кг*к

Для водорода (двухатомный газ) і = 3 и = 2*10 -3 кг/моль. Вычисляя по тем же формулам, получим:

С V =
Дж/кг*к

С р =
Дж/кг*к

2.4.5. Найти среднюю квадратичную скорость, среднюю кинетическую энергию поступательного движения и среднюю полную кинетическую энергию молекул гелия и азота при температуре t = 27 0 С. Определить полную энергию всех молекул 100 г каждого из газов.

Анализ и решение.

Средняя кинетическая энергия поступательного движения одной молекулы любого газа однозначно определяется его термодинамической температурой:

= (1)

где к = 1,38*10 -23 Дж/К – постоянная Больцмана.

Однако средняя квадратичная скорость молекул газа зависит от массы его молекул:

(2)

где m 0 – масса одной молекулы.

Средняя полная энергия молекулы зависит не только от температуры, но и от структуры молекул – от числа i степеней свободы: = ikT/2

Полная кинетическая энергия всех молекул, равная для идеального газа его внутренней энергии, может быть найдена, как произведение на число всех молекул:

Очевидно, N = N А m/ (5)

где m – масса всего газа, отношении m/ определяет число молей, а N А – постоянная Авогадро. Выражение (4) с учетом уравнения Клапейрона – Менделеева позволит рассчитать полную энергию всех молекул газа.

Согласно равенству (1) < W о п > = 6,2*10 -21 Дж, причем средняя энергия поступательного движения одной молекулы и гелия и азота одинаковы.

Среднюю квадратичную скорость находим по формуле

, где R = 8,31Дж/к моль

Для гелия V кв = 13,7*10 2 м/с

Для азота V кв = 5,17*10 2 м/с

Гелий одноатомный газ, следовательно, i = 3, тогда < W о п > = W о = 6,2*10 -21 Дж.

Азот – двухатомный газ, следовательно, i = 5 и < W о п > = 5/2 кТ = 10,4*10 -21 Дж.

Полная энергия всех молекул после подстановки выражений (3) и (5) в (4) имеет вид

W = кТ
=

Для гелия W = 93,5 кДж, для азота W = 22,3 кДж.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1. Основные положения молекулярно-кинетической теории, строение вещества с точки зрения МКТ.

2. Что называют атомом? Молекулой?

3. Что называют количеством вещества? Какова его единица (дайте определение)?

4. Что называют молярной массой молярным объемом?

5. Каким образом можно определить массу молекул; размер молекул.Какова примерно масса молекул и их размеры?

6. Опишите опыты, подтверждающие основные положения МКТ.

7. Что называется идеальным газом? Каким условиям он должен удовлетворять? При каких условиях реальный газ по своим свойствам близок к нему?

8. Запишите формулы для средней арифметической скорости, средней квадратичной скорости.

9. Что доказывают опыты по диффузии? Броуновскому движению? Объясните их на основе МКТ

10. Что доказывает опыт Штерна? Объясните на основе МКТ.

11. Выведите и сформулируйте основное уравнение МКТ. Какие допущения используют при выводе основного уравнения МКТ.

12. Что характеризует температура тела?

13. Формулировка и математическая запись законов Дальтона, Бойля ­ Мариотта, Гей­ Люссака, Шарля.

14. Какова физическая сущность абсолютного нуля температуры? Запишите связь абсолютной температуры с температурой по шкале Цельсия. Достижим ли абсолютный нуль, почему?

15. Как объяснить давление газов с точки зрения МКТ? От чего оно зависит?

16. Что показывает постоянная Авогадро? Чему равно ее значение?

17. Чему равно значение универсальной газовой постоянной?

18. Чему равно значение постоянной Больцмана?

19. Написать уравнение Менделеева – Клапейрона. Какие величины входят в формулу?

20. Написать уравнение Клапейрона. Какие величины входят в формулу?

21. Что называется парциональным давлением газа?

22. Что называется изопроцессом, какие изопроцессы знаете.

23. Понятие, определение, внутренняя энергия идеального газа.

24. Параметры газа. Вывод объединенного газового закона.

25. Вывод уравнения Менделеева-Клапейрона.

26. Что называется: молярной массой вещества, количеством вещества, относительной атомной массой вещества, плотностью, концентрацией, абсолютной температурой тела? В каких единицах они измеряются?



27. Давление газа. Единицы измерения давления в СИ. Формула. Приборы для измерения давления.

28. Опишите и объясните две температурные шкалы: термодинамическую и практическую.

30. Сформулируйте законы, описывающие все виды изопроцессов?

31. Начертите график зависимости плотности идеального газа от термодинамической температуры для изохорного процесса.

32. Начертите график зависимости плотности идеального газа от термодинамической температуры для изобарного процесса.

33. Чем отличается уравнение Клапейрона-Менделеева от уравнения Клапейрона?

34. Запишите формулу средней кинетической энергии идеального газа.

35. Средняя квадратичная скорость теплового движения молекул.

36. Средняя скорость хаотического движения молекул.

2. Частицы, из которых состоят вещества, называют молекулами. Частицы, из которых состоят молекулы, называют атомами.

3. Величина, которая определяет количество молекул в данном образце вещества, называется количеством вещества. один моль - это количество вещества, которое содержит столько же молекул, сколько атомов углерода содержится в 12 г углерода.

4. Моля́рная ма́сса вещества - масса одного моля вещества (г/моль) Моля́рный объём - объём одного моль вещества, величина, получающаяся от деления молярной массы на плотность.

5. Зная молярную массу, можно вычислить массу одной мо­лекулы: m0 = m/N = m/vNA = М/NA Диаметром молекулы принято считать мини­мальное расстояние, на которое им позволяют сбли­зиться силы отталкивания. Однако понятие размера молекулы является условным. Средний размер моле­кул порядка 10-10 м.

7. Идеальный газ – это модель реального газа, которая обладает следующими свойствами:
Молекулы пренебрежимо малы по сравнению со средним расстоянием между ними
Молекулы ведут себя подобно маленьким твердым шарикам: они упруго сталкиваются между собой и со стенками сосуда, никаких других взаимодействий между ними нет.

Молекулы находятся в непрекращающемся хаотическом движении. Все газы при не слишком высоких давлениях и при не слишком низких температурах близки по своим свойствам к идеальному газу. При высоких давлениях молекулы газа настолько сближаются, что пренебрегать их собственными размерами нельзя. При понижении температуры кинетическая энергия молекул уменьшается и становится сравнимой с их потенциальной энергией, следовательно, при низких температурах пренебрегать потенциальной энергией нельзя.

При высоких давлениях и низких температурах газ не может считаться идеальным. Такой газ называют реальным. (Поведение реального газа описывается законами, отличающимися от законов идеального газа.)

Средняя квадратичная скорость молекул - среднее квадратическое значение модулей скоростей всех молекул рассматриваемого количества газа

А если расписать универсальную газовую постоянную, как , и за одно молярную массу , то у нас получится?

В Формуле мы использовали:

Средняя квадратичная скорость молекул

Постоянная Больцмана

Температура

Масса одной молекулы

Универсальная газовая постоянная

Молярная масса

Количество вещества

Средняя кинетическая энергия молекул

Число Авогадро

Средняя арифметическая скорость молекул опр­деляется по формуле

где М - молярная масса вещества.

9. Броуновское движение. Однажды в 1827 г. английский ученый Р. Броун, изучая растения при помощи микроскопа, обнаружил очень необычное явление. Плавающие на воде споры (мелкие семена некоторых растений) скачкообразно двигались без видимых на то причин. Броун наблюдал это движение (см. рисунок) несколько дней, однако так и не смог дождаться его прекращения. Броун понял, что имеет дело с неизвестным науке явлением, поэтому он очень подробно его описал. Впоследствии это явление учёные-физики назвали по имени первооткрывателя – броуновским движением.

Объяснить броуновское движение невозможно, если не предположить, что молекулы воды находятся в беспорядочном, никогда не прекращающемся движении. Они сталкиваются друг с другом и с другими частицами. Наталкиваясь на споры, молекулы вызывают их скачкообразные перемещения, что Броун и наблюдал в микроскоп. А поскольку молекулы в микроскоп не видны, то движение спор и казалось Броуну беспричинным.

Диффузия

Как же объяснить ускорение этих явлений? Объяснение одно: повышение температуры тела приводит к увеличению скорости движения составляющих его частиц.

Итак, каковы же выводы из опытов?Самостоятельное движение частиц веществ наблюдается при любой температуре. Однако при повышении температуры движение частиц ускоряется, что приводит к возрастанию ихкинетической энергии . В результате эти более «энергичные» частицы ускоряют протекание диффузии, броуновского движения и других явлений, например растворения или испарения.

10. Опыт Штерна – опыт, в котором была экспериментально измерена скорость молекул. Было доказано, что разные молекулы в газе обладают разной скоростью, а при заданной температуре можно говорить о распределении молекул по скоростям и о средней скорости молекул.

error: