Символ разящей молнии на руси. Значение татуировки молния. Эскизы татуировок молния

Сегодня снова пятница, и снова гости в студии, крутят барабан и угадывают буквы. Очередной выпуск капитал-шоу Поле чудес у нас в эфире и вот один из вопросов в игре:

Что на Руси служило символом разящей молнии? 7 букв

Правильный ответ - КОЧЕРГА

КОЧЕРГА И ПОМЕЛО
Порядок разделения семьи у славян, если говорить с определенной долей обобщения, чем-то похож на жизнь общественных насекомых. Например, у пчел семья неизменно существует до определенного момента; но во время роения разделяется на две части.

У славян магия рода была тесно связана с магией огня. Славяне верили, что от огня, возжигаемого в очаге, разжигается огонь любви и обожания, который распространяется на всех членов семьи, живущих под одной крышей. В связи с этим находят свое объяснение многие древние обряды. Так, славяне при сватовстве невесты обращались к семейному очагу, как к родовому божеству, и от него получали разрешение на вывод из семьи избранной невесты. Согласно болгарскому обычаю, сват, вступив в дом невесты, загребает из печи уголья. И по этому жесту узнают о цели его визита. На Руси сваха, придя в дом родителей невесты, первым делом, независимо от того, когда это происходит - зимой или летом, начинает греть руки у печи, а уж затем начинает свое сватовство. Очевидно, отсюда пошло выражение «греть руки».

В Малороссии, когда идут переговоры о сватовстве, невеста садится у печи и начинает отковыривать от нее глину. Этим она выражает свое желание выйти замуж. В Черниговской губернии невеста при появлении сватов влезает на печь, и они упрашивают ее сойти вниз. Если она слезает с печи, то тем самым выражает свою готовность покинуть родной очаг.

В Курской губернии перед началом сватовства отец жениха и избранный им сват связывают кочергу с помелом. Этот магический жест должен обеспечить успех кампании. Нетрудно увидеть, что кочерга олицетворяет собой мужской половой орган, а помело женский. Это своего рода Линга - мужской половой орган Шивы, покоящийся на женском половом органе Парвати - йони. А.Н. Афанасьев трактует это по-другому. Он считает, что кочерга - это символ молниеносной палицы бога Агни, а помело - символ ветра, раздувающего грозовое пламя. Эта магическая процедура должна разжечь огонь любви. В Тверской губернии на другой день после свадьбы ряженые ездят по селу с помелом и с печной заслонкою. Очевидно, символизм этого все тот же.

Различные древние культуры зачастую относились к молнии, как к некой мощной и выразительной силе, поэтому и значение ее в их символике было соответствующим. Молния всегда ассоциировалась со скоростью и движением, а также с атрибутами различных богов-громовержцев, а также царей-богов.

Кроме того многие культуры относили молнию к некоему явлению, которое соединяло небо и землю, олицетворяющему божественную волю, а также творческий импульс, который движет людьми и событиями. Молния часто ассоциировалась со знамением, она считалась священной, а те люди, которых она поражала, были, как говорят, отмечены самим божеством.

Однако, молния в различных культурах была не только выражением божественной ярости и разрушительным началом. Она также имела и благотворный смысл, олицетворяя собой пробуждение всяческих жизненных сил. На психологическом уровне молнию рассматривали, как кризис, а также как способность узреть во тьме новые перспективы и горизонты, найти долгожданный выход из какой-либо ситуации. В символике различных эзотерических обществ молния трактовалась, как возможность познать Истину внезапно и неожиданно, по силе и потрясению настолько мощно, что это мгновенно меняет представление о некоторых вещах.

Жители Древней Индии относились к такому явлению, как молния, как к проявлению могущества и величия Брахмана — безличного Абсолюта, который лежит в основе всех вещей. Брахман познают мгновенно и молниеносно. Достигалось это через ведические тексты, а также посредством текстов Упанишад. Момент озарения человека в Индии сравнивался с молнией - «правда в молнии». В индийских ведах есть упоминание о Трите — божестве, которое олицетворяло молнию во всех ее смыслах. Божество было связано с водой, огнем и с небом. Молния являлась и одним из ликов Агни. Также, молния в Индии ассоциировалась с «третьим глазом» Шивы. Кроме того, символ молнии был ассоциирован с мифическим оружием бога-громовержца Индры — ваджра. Это устройство называли «метатель молний».

Древний Китай связывал молнию с существом Пань-гу, первым человеком на всей земле. Считается, что с его вдохом рождался ветер и дождь, а с выдохом — молния и гром. Предания Китая гласят о том, что существовала небесное царство грома, в которой были боги грома, ветра, дождя и молний. Глава управы — Лэй-цзу, изображался с третьим светящимся глазом. А Дянь-му, его вторая половина, была «матушкой-молнией», она держала над головой два зеркала. Путем манипуляций с зеркалами, стоя в облаках, она рождала молнии, низвергаемые на землю. Интересно и то, что известный древний китайский трактат «И Цзин» свидетельствует о том, что молния олицетворяет образ чжень — возбуждения. Также, молния ассоциировалась с моментом начала новой жизни, с движением вперед.

Древние греки почитали верховное божество Зевса, который заведовал всеми молниями и возглавлял олимпийский пантеон. Молния была выкована циклопами специально для того, чтобы Зевс мог успешно бороться с Титанами. Второе рождение Диониса произошло в тот момент, когда его ударил молнией сам Зевс.

Молния есть и в символике этрусков, которые располагали в своем пантеоне таким божеством, как Тин, который повелевал «тремя сверкающими пучками молний». Под началом Тина было несколько божеств и некоторые из них могли метать молнии разного цвета. Толкуя небесные знамения, местные шаманы учитывали особенности такой трактовки и выдавали интересные пророчества.

В Древнем Риме почитался бог Юпитер, который изначально вообще не имел человеческого облика и изображался в виде каменной стрелы, символа молнии. В последствии это божество стали изображать с тремя молниями, которые тот держит в руке. Они символизируют случай, судьбу и предусмотрительность — силы, которые ответственны за формирование будущего.

Мифы ацтеков также включали в себя молнию. У них был бог Тлалок, который изображался с посохом-молнией.

Христианская эпоха связала молнию с откровением Божьим, что подробно описано в книге Исход. Также, молния является еще и символическим выражением Божьего Суда.

Мусульмане также имели в своей символике молнию — по их преданиям, она предваряет появление божественных посланников. Молния часто встречалась и в упоминаниях о шаманах тех или иных народов, которые считали, что после получения удара молнией, они пройдут мгновенную инициацию.

428 0

Олицетворяет духовное озарение, просвещение, откровение, нисхождение силы, неожиданное воплощение истины, прорывающееся сквозь время и пространство, вечное теперь, разрушение невежества, оплодотворение, пропитание, мужскую силу. Подобно лучам солнца, молния считается как благотворной, так и разрушительной. Таким же было копье Ахиллеса, способное наносить раны и исцелять. Молния ассоциируется со всеми богами бури и грозы. Ее символами является зигзаг, трезубец, топор (небесный топор), молот, удар молнии, ваджра, дорже, жу-и, стрела и хищная птица. Смерть от молнии - это смерть, полученная с Неба. Получить удар молнии, по мнению шаманов, означает немедленную инициацию. В индуизме считается, что истина - в блеске молнии-Агни обитал в водах небесных в виде молнии. Для индейцев Северной Америки молния - это Великий Дух, откровение. У манихеев молния - символ Девы Света.


Значения в других словарях

Молния

I Мо́лния гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, проявляющийся обычно яркой вспышкой света и сопровождающим её Громом. Электрическая природа М. была раскрыта в исследованиях американского физика Б. Франклина, по идее которого был проведён опыт по извлечению электричества из грозового облака. Наиболее часто М. возникает в кучево-дождевых облаках, тогда они называются грозовыми; ...

Молния

МОЛНИЯ - гигантский электрический искровой разряд между облаками или между облаками и земной поверхностью длиной несколько километров, диаметром десятки сантиметров и длительностью десятые доли секунды. Молния сопровождается громом. Кроме такой (линейной) молнии изредка наблюдается шаровая молния. ...

Молния

так называется электрический разряд между двумя облаками, или между частями одного и того же облака, или между облаком и землею. Различают три рода М.: линейную, расплывчатую, или плоскую, и шаровую. 1) Линейная М. имеет вид ослепительно-яркой извилистой линии со множеством разветвлений, что можно хорошо видеть на фотографических снимках (в первый раз в 1883 г.; Ганзель и Кров). Причина извилистос...

Молния

природный разряд больших скоплений электрического заряда в нижних слоях атмосферы. Одним из первых это установил американский государственный деятель и ученый Б. Франклин. В 1752 он провел опыт с бумажным змеем, к шнуру которого был прикреплен металлический ключ, и получил от ключа искры во время грозы. С тех пор молния интенсивно изучалась как интересное явление природы, а также из-за серьезных п...

Молния

Электрический разряд. О форме; о звучании грома; дальности, продолжительности молнии. Беззвучная, бесшумная, быстролетная (устар. поэт.), далекая, длинная, зигзагообразная, змеистая, зубчатая, изогнутая, короткая, косая, летучая, ломаная, навесная, прямая, стрельчатая, сухая. О цвете, характере блеска. Багровая, багряная, белая, бледная, желтая, золотая, золотистая, ослепительная, синяя, фиолетова...

Молния

гигантский электрический искровой разряд между облаками или между облаками и земной поверхностью длиной несколько километров, диаметром десятки сантиметров и длительностью десятые доли секунды. Молния сопровождается громом. Кроме такой (линейной) молнии изредка наблюдается шаровая молния. ...

Молния

ж. молонья; молонье ср. каз. перм. молынье вор. молашка, молодня зап. огненное проявление грозы, при громе; мгновенное освешение тучи, неба огненною струею. Отдаленная молния, где не видать зубчатого прорыва: зарница, южн. блискавица. Молния зимой, к буре. Молненный, молнийный, к молнии относящийся. Молоньистый, молмиеватый, -видный, молонью подобный, молниезрачный, церк. Молние- или молневержец, ...

Могила

Матка земли и сама Мать-Земля; тело, держащее в заключении душу. Символ Матери-Богини как имеющей отношение к смерти, но в то же время дающей укрытие. Умирание для мирской жизни. В алхимии могила с черепом и вороном символизирует затемнение и омертвение первой стадии Малого Опыта, это земля к земле, умирание для мира. На могилах часто устраивались ритуальные трапезы поминовения умерших в годовщину...

Во всех древних культурах молния служит выразительным знаком силы, скорости, движения и является атрибутом бога-громовержца, царя богов. Молния, соединяющая небо и землю, олицетворяет божественную волю, творческий импульс, который передается на землю и становится движущей силой людей и событий. В молниях видели знамения, посылаемые богами; места, в которые ударяла молния, считались священными, а люди, пораженные молнией, - отмеченными божеством.

Являясь выражением божественного гнева и образом разрушительного "небесного огня", молния в то же время бывает и благотворной, олицетворяя пробуждение внутренних жизненных сил. Психологически молния может рассматриваться как кризис и одновременно как способность увидеть во мраке новые горизонты, найти выход. Познание Истины по своей внезапности, силе и потрясению подобно вспышке молнии. "Мгновенность духовного озарения сравнивалась с молнией во многих религиях. Более того: внезапная вспышка молнии, разрывающая тьму, расценивалась как mysterium tremendum (лат."ужасная тайна"), которая, преображая мир, наполняет душу священным трепетом" (Мирча Элиаде).

В Древней Индии считалось, что молния служит символом могущества и величия Брахмана - безличного Абсолюта, лежащего в основе всех вещей. Брахман познается мгновенно, молниеносно и в ведических текстах и текстах Упанишад момент озарения сравнивается с молнией - "истина в молнии".

В Ведах упоминается Трита - очень древнее божество, как полагают, олицетворение молнии. Он связан с водой, с огнем и небом. Молния как небесный огонь - одна из ипостасей Агни; она также ассоциируется с разрушающим огнем "третьего глаза" Шивы (ведического Рудры). Одним из подвигов Шивы было уничтожение одной стрелой Трипуры - столицы асуров: "Тогда трехглазый Шива быстро выпустил губительную стрелу. Небосвод окрасился в красный цвет, будто смешалось расплавленное золото с пурпуром, а сверкание стрелы слилось с лучами солнца. Стрела сожгла три крепости, как стог соломы". С символом молнии тесно связана ваджра - мифическое оружие бога-громовержца Индры. Ваджру (санскр. "алмаз", "молния") называют "метателем молний" и считают силой, которая уничтожает врагов и все виды невежества.

Ваджра также является одним из важнейших символов буддизма и обозначает духовное могущество Будды, раскалывающее иллюзорные реальности мира. Буддисты Тибета называют ваджру "дордже". Она символизирует прочность, ясность и всепобеждающую силу учения Будды.

В древнекитайской мифологии происхождение явлений природы связывается с Пань-гу, первым человеком на земле: с его вздохом рождается ветер и дождь, с выдохом - гром и молния. По преданию, существовала небесная управа грома. В нее входили бог грома, бог ветра, бог дождя и богиня молнии. Главу небесной управы грома Лэй-цзу изображали с третьим глазом на лбу, откуда лился поток света. Дянь-му ("матушка-молния") держала в поднятых над головой руках два зеркала. Стоя на облаке, она то сближала, то разводила зеркала, в результате чего и возникала молния. Считалось, что Дянь-му освещает молнией сердца грешников, которых должен наказать бог грома.

В символике древнего китайского трактата "И Цзин" молния - это образ гексаграммы чжень, "возбуждение". Она обозначает момент, когда жизнь начинается заново, движение вспять невозможно, необходимо идти вперед. В этой ситуация человек может ощутить страх и потерять уверенность в собственных силах. Но если не изменять принципу неуклонного действия и стремления вперед, такое движение приведет к высочайшему успеху.

У древних греков молнией владел глава олимпийского пантеона богов Зевс. Во времена борьбы с титанами циклопы выковали Зевсу молнию - магическое оружие, которым он поразил Кроноса. Победив в этих битвах, Зевс обрел власть над землей и небом, а гром, молния и перуны стали его неотъемлемым атрибутом. Удару молнии Зевса мифы приписывают первое из двух рождений "дважды рожденного" Диониса.

Согласно Плинию Старшему, великий бог этрусков Тин повелевал "тремя сверкающими красными пучками молний". Под его началом было шестнадцать божеств, но только восемь имели право метать молнии, причем, эти молнии отличались по цвету. Все эти особенности учитывали гаруспики -прорицатели, толковавшие небесные знамения.

В древнем Риме Юпитер, как и многие другие древние боги, первоначально не имел человеческого облика, а изображался в виде каменной стрелы, в которой усматривали символ молнии. Впоследствии громовые стрелы, которые он держит в руке, стали символом могущества и непобедимой силы царя богов. Три молнии Юпитера символизируют случай, судьбу и предусмотрительность - три силы, формирующие будущее.

Согласно мифам ацтеков, Вселенная прошла четыре этапа (или эры) развития. В третьей эре, которая называлась "Четыре. Дождь", верховным божеством, носителем солнца, был Тлалок, бог дождя и грома, который изображался с посохом-молнией. Стихией этой эры, завершившейся всемирным пожаром, является огонь, а знамением его - молния.

В христианскую эпоху молнию связывают с откровением Божьим, как, например, в книге Исход, где гром и молния предвещают явление Бога Моисею на горе Синай. Кроме того, молния является символическим выражением божьего суда (в день Страшного суда).

В знаменитом мусульманском сюжете откровения Магомету в пещере на горе Хира молния предваряет появление божественного посланника - Ангела Джибрила.

Символ творческой силы. Громовержцами, властителями молний, были, как правило, верховные боги (греческий Зевс, римский Юпитер, славянский Перун; в скандинавской традиции, однако, властителем молнии был бог войны Тор). В качестве атрибута верховного божества молния считается эмблемой суверенной власти (геральдический орел с пучком стрел в лапе подчеркивает эту символику, так как стрела выступает метафорой молнии). Молния - также фаллический символ, атрибут божества неба как мужского космического начала; в этом случае гроза предстает как соитие земли и неба. В то же время молния соотносится со светом и просвещением; это образ логоса, пронзающего тьму.
Различные аспекты символики молнии прослеживаются на примере ваджры. В большинстве религий молния представляется как явление божества: в молниях является библейский бог Яхве; Зевс предстает перед Семелой в сверкании молний.

Во всех древних культурах молния служит выразительным знаком силы, скорости, движения и является атрибутом бога-громовержца, царя богов. Молния, соединяющая небо и землю, олицетворяет божественную волю, творческий импульс, который передается на землю и становится движущей силой людей и событий. В молниях видели знамения, посылаемые богами; места, в которые ударяла молния, считались священными, а люди, пораженные молнией, — отмеченными божеством.

Являясь выражением божественного гнева и образом разрушительного «небесного огня», молния в то же время бывает и благотворной, олицетворяя пробуждение внутренних жизненных сил. Психологически молния может рассматриваться как кризис и одновременно как способность увидеть во мраке новые горизонты, найти выход. Познание Истины по своей внезапности, силе и потрясению подобно вспышке молнии. «Мгновенность духовного озарения сравнивалась с молнией во многих религиях. Более того: внезапная вспышка молнии, разрывающая тьму, расценивалась как mysterium tremendum (лат. „ужасная тайна“), которая, преображая мир, наполняет душу священным трепетом» (Мирча Элиаде).

В Древней Индии считалось, что молния служит символом могущества и величия Брахмана — безличного Абсолюта, лежащего в основе всех вещей. Брахман познается мгновенно, молниеносно и в ведических текстах и текстах Упанишад момент озарения сравнивается с молнией — «истина в молнии».

В Ведах упоминается Трита — очень древнее божество, как полагают, олицетворение молнии. Он связан с водой, с огнем и небом. Молния как небесный огонь — одна из ипостасей Агни; она также ассоциируется с разрушающим огнем «третьего глаза» Шивы (ведического Рудры). Одним из подвигов Шивы было уничтожение одной стрелой Трипуры — столицы асуров: «Тогда трехглазый Шива быстро выпустил губительную стрелу. Небосвод окрасился в красный цвет, будто смешалось расплавленное золото с пурпуром, а сверкание стрелы слилось с лучами солнца. Стрела сожгла три крепости, как стог соломы». С символом молнии тесно связана ваджра — мифическое оружие бога-громовержца Индры. Ваджру (санскр. «алмаз», «молния») называют «метателем молний» и считают силой, которая уничтожает врагов и все виды невежества.

Ваджра также является одним из важнейших символов буддизма и обозначает духовное могущество Будды, раскалывающее иллюзорные реальности мира. Буддисты Тибета называют ваджру «дордже». Она символизирует прочность, ясность и всепобеждающую силу учения Будды.

В древнекитайской мифологии происхождение явлений природы связывается с Пань-гу, первым человеком на земле: с его вздохом рождается ветер и дождь, с выдохом — гром и молния. По преданию, существовала небесная управа грома. В нее входили бог грома, бог ветра, бог дождя и богиня молнии. Главу небесной управы грома Лэй-цзу изображали с третьим глазом на лбу, откуда лился поток света. Дянь-му («матушка-молния») держала в поднятых над головой руках два зеркала. Стоя на облаке, она то сближала, то разводила зеркала, в результате чего и возникала молния. Считалось, что Дянь-му освещает молнией сердца грешников, которых должен наказать бог грома.

В символике древнего китайского трактата «И Цзин» молния — это образ гексаграммы чжень, «возбуждение». Она обозначает момент, когда жизнь начинается заново, движение вспять невозможно, необходимо идти вперед. В этой ситуация человек может ощутить страх и потерять уверенность в собственных силах. Но если не изменять принципу неуклонного действия и стремления вперед, такое движение приведет к высочайшему успеху.

У древних греков молнией владел глава олимпийского пантеона богов Зевс. Во времена борьбы с титанами циклопы выковали Зевсу молнию — магическое оружие, которым он поразил Кроноса. Победив в этих битвах, Зевс обрел власть над землей и небом, а гром, молния и перуны стали его неотъемлемым атрибутом. Удару молнии Зевса мифы приписывают первое из двух рождений «дважды рожденного» Диониса.

Согласно Плинию Старшему, великий бог этрусков Тин повелевал «тремя сверкающими красными пучками молний». Под его началом было шестнадцать божеств, но только восемь имели право метать молнии, причем, эти молнии отличались по цвету. Все эти особенности учитывали гаруспики -прорицатели, толковавшие небесные знамения.

В древнем Риме Юпитер, как и многие другие древние боги, первоначально не имел человеческого облика, а изображался в виде каменной стрелы, в которой усматривали символ молнии. Впоследствии громовые стрелы, которые он держит в руке, стали символом могущества и непобедимой силы царя богов. Три молнии Юпитера символизируют случай, судьбу и предусмотрительность — три силы, формирующие будущее.

Согласно мифам ацтеков , Вселенная прошла четыре этапа (или эры) развития. В третьей эре, которая называлась «Четыре. Дождь», верховным божеством, носителем солнца, был Тлалок, бог дождя и грома, который изображался с посохом-молнией. Стихией этой эры, завершившейся всемирным пожаром, является огонь, а знамением его — молния.

В христианскую эпоху молнию связывают с откровением Божьим, как, например, в книге Исход, где гром и молния предвещают явление Бога Моисею на горе Синай. Кроме того, молния является символическим выражением божьего суда (в день Страшного суда).

В знаменитом мусульманском сюжете откровения Магомету в пещере на горе Хира молния предваряет появление божественного посланника — Ангела Джибрила.

Получить удар молнии, по мнению шаманов, означает немедленную инициацию. «О людях, которых убило молнией, думают, что они похищены у Неба богами грозы, и останки их почитаются как реликвии. Тот, кто остается в живых после опыта с молнией, полностью меняется; в сущности, он начинает новую жизнь, становится новым человеком» (Мирча Элиаде).

error: